«Турецкий гастрит 4-я серия. Пролетая над…»



    Наша
    первая остановка по дороге в Каппадокию – озеро Туз, что на турецком значит
    «солёное» - второе по величине озеро в стране, дающее 70% всей турецкой соли.
    Размеры солидные – 50 километров на 80. В программе по этому поводу сказано: «По
    пути у вас будет остановка на берегу озера Туз, которое славится своими
    фламинго». Конечно, только неисправимые туристические романтики могут при такой
    осторожной формулировке надеяться на встречу с этими чудесными и редкими
    птицами, если таковые в нашей мини-группе были, то они пролетели. Белоснежная
    поблёскивающая на солнце и уходящая к горизонту ширь, куда тут бедным птицам
    приткнуться и что им тут делать? Вместо них по соляной поверхности важно
    вышагивают, семеня своими розовыми лапами, разувшиеся туристы, говорят полезно.
    Отправились бродить по соляному полю и мы. Дойти до воды, а где-то за
    горизонтом таковая должна была быть, возможности не представлялось, но можно
    было побултыхать ножками в соляном растворе разрытых кем-то ямок. Правда
    желающим потом ноги от соли сполоснуть эта услуга в сувенирных, облепивших
    спуск к озеру лавках, представлялась не безвозмездно. Впрочем, можно ноги и не
    обмывать, ничего страшного, если нет ран и порезов, никаких неприятных
    ощущений, а сплошная польза. Чтобы быть справедливым, нужно отметить, что
    фламинго на озере всё-таки существуют, они вместе с белолобым гусем гнездятся  далеко и не в нашем районе, а на островах в
    южной части Туза.



             Ехать нам ещё долго, поэтому послушаем
    рассказ гида о Каппадокии. Есть несколько версий происхождения названия этой
    исторической области, центра Малой Азии, наиболее вероятная от
    древнеперсидского «Страна прекрасных коней». На мировой арене Каппадокия
    известна со времён Александра Македонского. Переправляясь через Гелеспонт со своей
    армией, Александр метнул в сторону Малой Азии копье, жест ничего хорошего для
    Малой Азии не означавший. Первым городом, разграбить который у Александра
    чесались руки, была Питиусса, она же Лампсак. Жители выслали для встречи с
    Александром знакомого ему ритора Анаксимена. Горя от нетерпения, Александр
    заявил ему, что ничего из просьб Анаксимена не выполнит. Анаксимен был не лыком
    шит, и попросил свой родной город захватить и разграбить. В те варварские
    времена уважающие себя правители ещё держали данное ими слово, и город был
    спасён. Находившаяся тогда под персидской пятой Анатолия встречала Александра
    если не с распростёртыми объятиями, то, большей частью, не оказывая
    сопротивления. В сдавшейся без боя Фригии Александр тоже не стал особенно
    хулиганить, ну разрубил в её столице древний, сплетённый мифическим Гордием узел
    из кизилового лыка и всё. Не растратив своей ярости до Иссы, Александр легко
    разгромил там Дария с его почти втрое превосходящим по численности персидским
    войском.  Короче говоря, после походов
    Александра Каппадокию стали активно заселять греки, в византийские времена к
    грекам добавились армяне. В конце одиннадцатого века сюда всерьёз и надолго
    пришли турки-сельджуки. В битве при Манцикерте, названной немецким историком Гельцером
    часом смерти великой Византийской империи, они захватили в плен тогдашнего
    византийского императора Романа IV Диогена, рождённого в Каппадокии армянина,
    который откупился частично деньгами, частично территориями. Возможно, читателю
    покажется странным, но с тех времён, вплоть до конца девятнадцатого века
    каппадокийские турки, греки и армяне жили довольно мирно. Возник даже особый
    Каппадокийский язык, вариант греческого с сильным турецким влиянием, и особый
    народ, карманлиды - тюркоязычная этническая группа греческого православного
    вероисповедания. После зверств Греко-турецкой войны в 1923 году было решено
    обменяться населением, с Балкан выехали жившие там веками турки, а из
    Каппадокии и других частей Анатолии веками жившие греки. Куда делись армяне,
    читателю, думаю, тоже известно, но не будем о грустном, тем более, что
    Каппадокия интересна не столько своей историей, сколько своей геологией. Её уникальный
    ландшафт сформирован двумя противоположными факторами, «Они сошлись. Волна и
    камень, Стихи и проза, лед и пламень». Сперва (взаимной разнотой), 65 миллионов
    назад, буйные вулканические извержения залили плато раскалённой лавой, которая,
    остыв, превратилась в мягкий вулканический туф. Далее в дело вступила эрозия,
    благодаря сильному перепаду температур резко континентального климата
    Каппадокии, нарезавшая из непримечательных валунов чудесных каменных цветков и
    другую флору-фауну не хуже Данилы Мастера. Вод над этими каменными чудесами нам
    предлагается встретить завтрашний рассвет в гондоле, я не описАлся, воздушного
    шара. Гид говорит, что нынче в период экономического кризиса цены бросовые, и
    часовой полёт обойдётся всего в 100 евро на человека, предложение принимается.
    В отеле нас будят затемно, и мы, сонные и анемичные, едем к месту старта. Шар
    ещё не привезли и нас поят чаем и кофе с кексами и бисквитами. Поскольку на
    шаре сантехническое оборудование не предусмотрено, отлучаюсь, пользуясь ещё не
    рассеявшейся темнотой, в ближайшие хилые заросли, тут нужно быть очень
    аккуратным и ни в коем случае не вступить в территорию, помеченную смутно
    белеющими бумажками, оставленными на добрую память прошлыми аэронавтами.
    Наконец шар привезён и начинает наполняться горячим воздухом, Наш воздушный
    аппарат, прочь суеверия, тринадцати-местный, в середине прямоугольной корзины
    место для пилота, управляющего газовой горелкой, по обе стороны  от него по два отделения на троих пассажиров
    каждое. Я, как джентльмен, пропускаю вперед двух девушек, что позволяет мне
    занять лучшее с точки зрения обзора угловое место. В процессе полёта,
    джентльменом нужно быть до конца, мы несколько раз менялись, так что видов
    хватило на всех. Кроме нас в небо со всех сторон стартуют ещё множество разноцветных
    шаров. Одна из двух наших сотуристок, склонная к математическим вычислениям, их
    сосчитала, получилось 38, говорят, в жирные годы число доходило до  сотни. Не знаю, договариваются ли разные
    прокатные компании между собой или это получается спонтанно, но неба тоже хватает
    всем. Одни шары парят высоко, предельная высота до тысячи метров, часть плавает
    посредине, а кто-то жмётся к земле, позволяя детально осматривать
    достопримечательности, над которыми пролетаешь. Потом они меняются. Чтобы
    подняться вверх, пилот просто запускает горелку, воздух нагревается, шар
    становится легче. Как удаётся изменять две другие пространственные координаты в
    отсутствии ветра, а при сильном ветре полёты запрещены, мне доподлинно
    неизвестно, видимо, горящий газ можно пускать в шар под разным углом, что и
    формирует направляющий вектор. Пока мы разглядывали, ощерившиеся каменными
    зубами окрестности, небо начало розоветь по краям, а горы приобрели голубой
    гималайский оттенок. Как говаривал главный герой одноименного мультфильма
    Паровозик из Ромашково, кто не увидит этот рассвет, опоздает на всю жизнь, тут
    мы походу успели. Кроме Каппадокии в розовом, нам была обещана Каппадокия в
    золотом, это верно лишь отчасти, всходящее из-за гор Солнце заливает только
    небольшую часть долины, а взобравшись на небесный свод полностью, теряет свой
    золотой оттенок. Прежде, чем опуститься, наш шар совершает свой лебединый, в
    этот конкретный день, подъём ввысь, мы парим надо всеми, на душе волнительно,
    поплавав на седьмом небе, мы медленно опускаемся. Час пролетел незаметно, вот
    мы уже видим, едущих по нашу душу пикап с багажником для шара и микроавтобус.
    Пилот бросает несколько, оплетавших шар верёвочных концов, их на земле ловят,
    крепят, мы выбираемся из гондолы, а шар заваливают на бок и выпускают из него
    воздух. Нас ещё ждут брызги шампанского, вырывающиеся из зажатого пальцем
    горлышка энергично потряхиваемой бутылки, у настоящих аэронавтов, как и у
    гонщиков, это обязательная процедура, бокал того же напитка и вручение красочных
    бумажек, условно названных сертификатами, подтверждающих, что полёт состоялся
    не во сне, а наяву. Ещё можно за 10 лир приобрести фотографию со своей особой и
    товарищами, которую специальный фотограф сделал при подъеме нашего шара и уже
    успел, интересно где, вокруг каменная пустыня, напечатать. Наша пожилая
    любительница математики отчаянно торгуется и, кажется, даже предлагает отдать
    ей карточку даром, аргументируя, что так и так выкинут, но фотограф, ясное
    дело, непоколебим.  



    Вернувшись в отель и позавтракав, отправляемся на
    наземное и подземное исследование Каппадокии, первым в списке подземный город
    Каймаклы. Переводится «из сливок», посмотрев на своды и стены устроенных в
    толще породы жилищ, можно признать, что сравнение интересное и не лишённое
    смысла. В Каймаклы насчитывается восемь подземных этажей, но для посещения
    доступны три-четыре. Идти, чтобы не заблудится, нужно строго по стрелке. И вот
    мы, можно сказать, свежеиспечённые аэронавты, принуждены лазить по тесным,
    тёмным, извилистым коридорам, а ещё говорят, что летать и ползать – две вещи
    несовместные. Рыть Каймаклы начали ещё в хетские времена, лихих людей, от
    которых нужно держаться подальше, во все века было много, но «расцвет» Каймаклы
    пришёлся на годы гонения христиан (не мусульманами, а древними римлянами), о
    чём свидетельствуют накарябанные в разных местах  кресты, и даже, кажется, рыба – первая
    эмблема этой угнетаемой религии. Мне в Каймаклы не очень понравилось – тесно,
    холодно, из любопытного каменные двери, похожие на громадные мельничные
    жернова, которые, чтобы запереть, нужно было вращать палкой, вставленной в
    проделанное в середине диска отверстие. Проходим через разной вместимости
    помещения, одни гид называет спальнями, другие складами, амбарами, хлевами,
    помещением, где давили виноград, кухней, рассматриваем камень с массой
    небольших круглых отверстий непонятного назначения, использованный то ли в
    кулинарном, то ли в металлоплавильном деле, а может в каком ещё. Ладно, пора и
    на поверхность, спешим в музей под открытым небом Гёреме, входит в список
    объектов Всемирного наследия Юнеско. Каппадокия с самого начала включилась в
    процесс христианизации планеты, упомянута в деяниях апостолов, к каппадокийцам
    обращался Апостол Пётр, тут точно побывал Апостол Павел и вероятно, во всяком
    случае более вероятно, чем в России, Андрей Первозванный. Веровавший ибо
    абсурдно Тертуллиан тоже помянул в своих сочинениях Каппадокию в качестве
    места, где уверовали в Христа, правда не сказал по какой причине. Отсюда родом один
    из самых почитаемых в России святых - Георгий Победоносец. Сделав блестящую
    карьеру при императоре-преобразователе Диоклетиане, нашем старом знакомце,
    Георгий, будучи тысяченачальником и любимцем императора, попался на удочку
    христианским проповедникам, после чего «раздал всё имение своё и тело своё
    отдал на сожжение», имение, кстати, было изрядное. Диоклетиан, когда узнал, что
    его любимец  вдруг стал христианином,
    сменил милость на гнев, велел его схватить и пытать. Сделать это, однако,
    оказалось весьма непросто. Георгия толкали в темницу копьями, копья ломались,
    как соломинки; пытались колесовать – бесполезно, раны тут же заживали; бросили
    в яму с негашёной известью – никакого результата; переломали руки и ноги, всё
    наутро срослось, надели на него раскалённые испанские сапоги – никакого толку,
    так же как от избиения плетьми; дали ему выпить яду, а он не только сам не
    умер, но стал воскрешать мёртвых, оживил вола и человека. Через неделю
    Диоклетиану эта бодяга порядком надоела, и он велел всех, воскрешённых, не воскрешённых
    обезглавить, под горячую руку попалась и лишилась головы даже не во время
    влезшая в мужнины дела императрица. Важнейшим вкладом Каппадокии в христианское
    вероучение был догмат о Троице – три ипостаси, одна сущность, который разработали
    и утвердили на втором вселенском соборе (381 г.) три (всё логично) местные отца
    церкви: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Пик «вырубания»
    каменных монастырей, которые мы и будем смотреть в Гюреме, пришёлся на период с
    шестого по десятый век. Это был один из крупнейших и важнейших христианских
    центров, о чём свидетельствует тогдашнее имя этого места – Матиана, «Страна
    Богоматери». В те годы христиан уже не преследовали, не жгли, не травили как
    собак, не истязали, вообще не мучили, поэтому подвижникам, воспитанным на
    героических примерах апостолов и их апологетов стало как-то скучно, пресно,
    неинтересно, и они стали придумывать пытки себе сами – голодали, ходили во
    вретище, спали на жёстком, удалялись от мира. И таких отшельников к концу
    девятого века в Гюреме набралось до тридцати тысяч. Большинство - обычные
    подражатели первым христианам, но были и весьма оригинальные умы, помянем
    изобретателя «столпничества» Симеона, породившего массу последователей, который
    провёл на «каменном столпе», благо в Гёреме они на каждом шагу, из отпущенного
    ему богом века с лишком тридцать лет с хвостиком. Осматривая пещерные храмы, я
    сравнил Гёреме с греческими Метеорами, гиду не понравилось, дескать, Каппадокия
    не сравнима ни с чем, конечно, в нём говорила старинная греко-турецкая вражда,
    Метеоры существенно младше Гёреме, но, на мой вкус, живописнее, действуют до
    сих пор, а потому монастыри в гораздо лучшей сохранности. В  Гёреме неприятно поражает состояние большинства
    фресок, наибольший ущерб которым нанесло не время, а люди, и случилось это, не
    в эпоху варваров и вандалов, не в период иконоборчества, а, так утверждает гид,
    во второй половине двадцатого века, когда Гёреме на какое-то время был оставлен
    без присмотра властей. Полюбуемся тем, что осталось, стараясь по возможности не
    обращать внимания на герастратовы полосы и щербины. Внутри церквей фотографировать,
    конечно, нельзя, но можно сфотографировать фотографии самых важных фресок,
    помещённых на отдельном стенде, удовольствие не то, но хотя бы на память о тех
    ощущениях, которые испытал глядя на них воочию. Время создания большинства
    фресок с девятого по одиннадцатый век. Кроме стандартных, пленительно
    примитивных сцен из жизни Иисуса: Благовещение, Бегство в Египет, Поклонение
    волхвов, Крещение, Воскрешение Лазаря, Въезд в Иерусалим, Тайная вечеря,
    Поцелуй Иуды, запечатлены великие каппадокийцы. Тут Георгий Победоносец, на
    пару со Святым Феодором поборающие плохо различимого змея. Особого внимания
    заслуживает фреска с Василием Великим, Святым Фомой и Святым Онуфрием, который
    традиционно изображается практически обнажённым. Интересно, что на этой фреске
    у Онуфрия ясно различима округлая женская грудь. Думаю, никакой загадки тут нет,
    братьям, лишённым женского общества, видимо, доставляло особое удовольствие
    регулярное созерцание именно этой картинки. Кстати, мы тут говорим о святых,
    упоминая только мужчин, чтобы не допустить дискриминации, нужно помянуть и
    женщин. Вот и повод подходящий, перед нами церковь Святой Варвары, именно там
    на фреске ГП и СФ бедное животное мучают, есть изображение и «хозяйки»
    помещения. Святая Варвара жила в третьем веке немного южнее в Ливанском
    Баальбеке. Отец, чтобы повыгоднее выдать замуж, решил запереть её в башне, где
    Варвара много размышляла и пришла к идее единобожия. Когда её из башни
    выпустили, обратилась в христианство, отцу это настолько не понравилось, что он
    велел её пытать и лично отрубил голову. В Христовом воинстве она отвечает за
    защиту от внезапной и насильственной смерти, воистину сапожник без сапог. Мощи
    Варвары сохранились и находятся во Владимирском соборе Киева. Заложена, если
    так можно выразиться, церковь Варвары ещё в иконоборческий период, когда было
    запрещено изображать людей, только животных или растения. От того периода
    сохранился рисунок саранчи – одной из казней египетских. Не все церкви украшены
    росписями, там, где их нет, можно фотографировать. Читатель спросит – что,
    например, каменный стол и скамью для монастырской трапезы. Есть церкви, где
    росписи самые простые – мальтийские кресты с орнаментом, нанесённые красной
    охрой. Снимать там нельзя, но стерегут не особенно тщательно, поэтому без
    вспышки и, если очень хочется, можно. Среди главных жемчужин Гёреме отметим
    Тёмную церковь, названную так из-за малого количества света, льющегося из
    крошечного окошка притвора, что способствовало сохранению яркости цветов
    фресок. Церковь посвящена Христу, там сцены из его короткой земной жизни и
    изображения четырёх архангелов: Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила. Как
    известно, Михаил главнокомандующий ангельского воинства, Гавриил у Бога на
    посылках, Рафаил занимается врачеванием тел и душ, в частности снимал боль у
    Авраама после обрезания, Уриил управляет небесными светилами и охраняет Рай.



    Чувствую, читатель уже устал и просится на выход,
    согласимся, но, выйдя за турникет, ещё заглянем в последнюю Церковь Токалы
    (пряжки), билеты действительны. Пропустить нельзя, церковь считается одним из
    важнейших памятников византийской истории, поскольку содержит изображения
    Константина и его матери Елены, разыскавшей Крест распятия. Эти росписи, вероятно,
    делались в период правления тёзок этих святых Константина 7 Багрянородного и
    жены его Елены Лекопены, принимавших в своей столице русскую княгиню Ольгу. Чем
    ещё развлечь читателя? Можно прокатиться верхом, правда, прекрасные кони,
    давшие название Каппадокии, уступили своё место менее изящным верблюдам,
    караулящим туристов у выхода. Можно отправиться 
    осматривать ещё не увиденные природные ландшафты. Среди наиболее
    посещаемых: Долина голубей, где в скальных пустотах поселились  тысячи этих миролюбивых птиц, Долина
    воображения, где скальные образования наиболее причудливы и силуэтами
    напоминают людей, животных, разные неодушевлённые предметы. Самым знаменитым
    Каппадокийским образованием является гора Верблюд, находится в одноименной
    долине, а самым часто встречающимся – каменный столбик с каменной шляпкой.
    Одним эти столбики напоминают каменные грибы, другим каминные трубы, третьим…,
    впрочем, у этих третьих всегда только одно на уме. Место, где этих грибков
    особенно много, называется Долиной Любви. Гид рассказывал, что раз ему попалась
    группа, где одна молоденькая девушка никак не могла понять смысл названия. Ну
    почему это место называется Долиной Любви – вопрошала она, показывая рукой на
    эти скальные образования. Поскольку вся группа каталась от хохота, ответить ей
    на вопрос было некому. Можно было сказать, обманывать детей не всегда грех, что
    сюда любят приезжать молодожёны, мы видели несколько пар новобрачных,
    позировавших фотографам, правда, в других долинах. Завершим свой вояж по
    Каппадокии в гончарной мастерской. Программа стандартная, сначала показывают
    работу на гончарном круге, потом как делается по изделию роспись, весьма токая,
    потом можно купить понравившееся. Любопытных вещей много: кувшины, вазы,
    статуэтки, «керамические картины», выполненные и в хетском, и в османском, и в
    других стилях. Решили не связываться, вещи бьющиеся, ручная работа, а стало
    быть, цена кусается, нужно торговаться, а сил, после столь напряжённых
    экскурсий на торг уже не осталось, но не торговаться нельзя – не поймут-с,
    Азия-с. Так что мимо керамических изделий мы тоже пролетели.



    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (13)

    Irina (Москва) (30.01.2017 23:35)
    Ммм...Каппадокия...очень хотелось бы там побывать...Но, в связи с нынешней ситуацией, даже и не предполагаю, когда это можно будет реализовать...А места необыкновеннейшие! Ну просто must visit!
    Димыч (Москва) (31.01.2017 06:46)
    [quote][b]Irina[/b]
    Ммм...Каппадокия...очень хотелось бы там побывать...Но, в связи с нынешней ситуацией, даже и не предполагаю, когда это можно будет реализовать...А места необыкновеннейшие! Ну просто must visit![/quote]

    С.Серый (31.01.2017 09:26)
    [quote][b]Irina[/b]
    Ммм...Каппадокия...очень хотелось бы там побывать...Но, в связи с нынешней ситуацией, даже и не предполагаю, когда это можно будет реализовать...А места необыкновеннейшие! Ну просто must visit![/quote]

    да, места изумительные! и с шаром Вам повезло несказанно, в самом деле цена снизилась очень серьезно!
    а озера с обещанными фламинго, похоже, есть чуть не повсюду - и ни разу не слышала, чтоб кто-нибудь видел обещанных пташек)))
    С.Серый (01.02.2017 18:00)
    [quote][b]Елена April[/b]
    да, места изумительные! и с шаром Вам повезло несказанно, в самом деле цена снизилась очень серьезно!а озера с обещанными фламинго, похоже, есть чуть не повсюду - и ни разу не слышала, чтоб кто-нибудь видел обещанных пташек)))[/quote]

    Почему же нигде, в Танзании в Нгоронгоро с фламинго проблем нет. Кстати, в Турции в другом месте мы фламинго - немного и издалека все же видели
    [quote][b]С.Серый[/b]
    [quote][b]Елена April[/b]да, места изумительные! и с шаром Вам повезло несказанно, в самом деле цена снизилась очень серьезно!а озера с обещанными фламинго, похоже, есть чуть не повсюду - и ни разу не слышала, чтоб кто-нибудь видел обещанных пташек)))[/quote]
    Почему же нигде, в Танзании в Нгоронгоро с фламинго проблем нет. Кстати, в Турции в другом месте мы фламинго - немного и издалека все же видели [/quote]

    ну слава богу! значит где-то кому-то все же везет!!!
    Всех желающих посмотреть Каппадокию - предлагаю составить мне компанию на 9 апреля.
    Irina (Москва) (07.02.2017 20:08)
    [quote][b]Мила (Nutrija001)[/b]
    Всех желающих посмотреть Каппадокию - предлагаю составить мне компанию на 9 апреля. [/quote]

    Боязно нынче в Турцию соваться! Иначе - я бы только за!
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Мила (Nutrija001)[/b]Всех желающих посмотреть Каппадокию - предлагаю составить мне компанию на 9 апреля. [/quote]
    Боязно нынче в Турцию соваться! Иначе - я бы только за![/quote]

    Мы в октябре были в Аланье,всё было отлично. И местные очень хорошо к нам относятся.
    Irina (Москва) (09.02.2017 18:43)
    [quote][b]Мила (Nutrija001)[/b]
    [quote][b]Irina[/b]
    [quote][b]Мила (Nutrija001)[/b]Всех желающих посмотреть Каппадокию - предлагаю составить мне компанию на 9 апреля. [/quote]
    Боязно нынче в Турцию соваться! Иначе - я бы только за![/quote]
    Мы в октябре были в Аланье,всё было отлично. И местные очень хорошо к нам относятся. [/quote]

    Ну это сейчас как русская рулетка. Я бы не хотела рисковать. Тем более, что хотелось бы и ребенка взять.
    [quote][b]Мила (Nutrija001)[/b]
    Всех желающих посмотреть Каппадокию - предлагаю составить мне компанию на 9 апреля. [/quote]

    Ты с кем туда? Или самостоятельно))) соскучилась по Каппадокии
    Ой любимые места
    [quote][b]Nata[/b]
    [quote][b]Мила (Nutrija001)[/b]Всех желающих посмотреть Каппадокию - предлагаю составить мне компанию на 9 апреля. [/quote]
    Ты с кем туда? Или самостоятельно))) соскучилась по Каппадокии[/quote]

    Я сама пока.

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться