“Олы юлнын тузанын ла (Пыль большой дороги)
Узем курдем тузганын; (Сама видела, как поднималась)
Белми калдым, сизми калдым (Не заметила, не почувствовала)
Яшь гомеремнен узганын. (Как пролетела молодая жизнь).”
Татарская народная песня, исп. Алсу
В начале ноября мы нежданно-негаданно оказались в Казани. И не одни, а в компании со своим трёхлетним внучком Мишей. Путешественник из него, конечно, ещё тот, но навестить своих казанских бабушку и дядю он был очень рад! С погодой нам не повезло от слова “совсем”. Все пять дней не видели ни одного, даже самого маленького лучика солнца, только холод, промозглый ветер и нудный не то дождь, не то мокрый снег…. В сочетании с ковидом, вообще апокалипсис какой-то получился! И всё-таки, несмотря ни на что, мы нашли время, чтобы выбраться из-за богатого стола хлебосольных хозяев и удовлетворить свои туристические амбиции!
ПРОГУЛКИ ПО НОЧНОЙ КАЗАНИ.
Ночная Казань прекрасна! Выделяется Кремль. В ярких потоках света особенно эффектно смотрелись его боевые башни, минареты и купола мечети Кул-Шариф! Укутавшись потеплее в куртки и натянув по самые глаза капюшоны, начинаем своё маленькое путешествие… Уже практически родная улица Баумана порадовала нас новыми архитектурными формами, изысканной иллюминацией и красивым предновогодним антуражем. Знаменитый финский художник Рафаэль Сайфулин установил у входа на станцию метро «Кремлевская» свой новый арт-объект — бронзовую фигуру «Коня-Страны». Посмотреть тут есть на что — работа очень неоднозначная. В оформлении статуи использовано множество мелких деталей, символов и рисунков, связанных с татарской культурой. Гармонист, крылатый барс, звезды в виде колесиков часового механизма, странные животные и растения, элементы национального орнамента – все они по задумке автора вступают в бесконечный диалог со зрителем, наводя его на размышление о татарской нации и ее редкой идентичности. «Это признание в любви к своему народу, своей стране», — поясняет Сайфуллин сакральный смысл своей статуи. Вообще автор мечтал о скульптуре высотой в пять метров, однако, в итоге конь вышел чуть помельче — ростом в четыре метра. Как рассказал сам скульптор, имя «Конь-Страна» ему подсказал величайший художник из Милана Арнальдо Помодоро, чьи работы украшают улицы Ватикана и Нью-Йорка. Отливали бронзового аллегорического скакуна с металлическими стержнями внутри в Германии. 6 тыс. евро вложил в композицию сам автор, а еще 30 тыс. евро на творческое дело пожертвовала «Татнефть». Разгадать «Коня-Страну» можно по подсказкам, оставленным на нём штихелем мастера: строчки из татарской народной песни «Олы юлнын тузаны» («Пыль большой дороги»), — высеченные на постаменте татарской деревни на спине у коня и круглый щит с традиционным пожеланием “Счастья тебе” на его груди… В общем не работа, а одни загадки, загадки, загадки… На самом деле скульптура не такая уж и новая – её открытие состоялась в августе 2016 года…
А кто это там прислонился к стене музея самогона? Кто-кто? Конь в пальто! Очередная новинка! Металлический, нагло усмехающийся во всю морду трехметровый жеребец, одетый в длиннополую кожанку, с гордо красующимся на боку маузером, папиросой в зубах, пенсне на глазу и галстуком-бабочкой на толстой пролетарской немытой шее! Четырёхсоткилограммовая громадина из листового металла и стальных труб создавалась в течение полутора месяцев целой бригадой кузнецов, сварщиков и слесарей, в одной из творческих мастерских Подмосковья. Конь так понравился народу, что сразу оброс массой легенд… То, дескать, - это какой-то там местный чекист, борющийся с самогонщиками, а то - самый, что ни на есть настоящий конь из «Бременских музыкантов», который шёл-шёл по планете, да ненароком и забрёл в Казань… Присмотрелись поближе… И никакой он вовсе и не наглый, а очень даже иронически весёлый тип!!!Вот таких вот два совершенно разных коня, недавно украсивших улицу Баумана попались нам сегодня в наши фотосети! Случайно? Не думаю! Ведь конь – это же целая вселенная, животное, которому веками поклонялись люди многих культур мира, включая и татарскую! Культ коня у татар восходит ещё к древним тюркам, про которых ходили легенды, что они сидели на спине лошади больше, чем ходили по земле… А как вам легендарный Крылатый конь Тулпар, выступающий символом крупнейшего татарского народного праздника Сабантуй, да к тому же ещё и гордо красующегося на государственных гербах Казахстана и Монголии… Пройдя из конца в конец всю улицу Баумана, вдруг вспомнили, что за три свои поездки в Казань ни разу так и не побывали в уникальной “Чаше” или, по-другому, Главном Дворце бракосочетаний Казани и даже более того – всего Татарстана! Всё, едем! Расположен он на насыпном, почти круглом, полуострове на правом берегу реки Казанка, у северного окончания Кремлёвской дамбы. Ближайшее метро “Козья Слобода”. Так как было уже темно, то знаменитый Казан предстал перед нами в оригинальной ночной подсветке, имитирующей аллегорические языки переливающегося разными цветами пламени… Здание имеет необычную форму и архитектуру, внешне напоминающее традиционный восточный литой котел-казан над пылающим очагом. Открыт он был 5 июля 2013 года. Автор уникального сооружения — бурятский скульптор и архитектор Даши Намдаков. Так как сам ЗАГС уже не работал, то подниматься на 32-х метровую высоту смотровой площадки нам пришлось не на современном лифте, а пешком по обычной лестнице, но впечатляющий вид на ночную Казань с лихвой окупил все трудности, включая и 150 руб. за вход с персоны! Вокруг задувал пронизывающий ветер, моросил занудный дождик, а мы, тесно обнявшись с супругой, восхищённо наблюдали изумительную панораму сверкающего огнями прекрасного города! Здесь и знаменитый Казанский Кремль, и современная набережная, и протекающую перед ними полноводную реку Казанку…Как бы в довершение ансамбля дворца в 2016 году вокруг здания были установлены ещё и четыре скульптурные композиции работы того же автора под общим названием «Он и Она». Места на высоких постаментах заняли фигуры легендарных мифических животных, являющихся символами города и республики – супружеская пара драконов зилантов и пара крылатых снежных барсов ирбисов. Что интересно, обе пары представлены вкупе со своими детёнышами!
ХРАМ ВСЕХ РЕЛИГИЙ.
Взять экскурсию в Свияжск мы планировали ещё в Москве. Находясь уже в Казани, не оставили эту мысль, ждали только подходящей погоды… Не дождались, и, тем не менее, всё равно решили ехать, несмотря ни на что! «Экскурсионный Сервис Казань» (ул.Баумана, 19, в отеле “Ногай”) продал нам пару билетиков на экскурсию “Свияжск + Храм всех религий” по цене 1200 руб. за одного человека. Начало экскурсии в 11:00. Думали будем одни, однако на удивление, набрался почти целый автобус. Соскучился народ по путешествиям… Сразу отмечу и экскурсовода, и организацию тура. Всё было качественно и интересно.
Итак, первая наша остановка в поселке Старое Аракчино, который сейчас входит в городскую черту Казани. Здесь находится уникальный Храм всех религий (Вселенский храм, Международный культурный центр духовного единения), в основе которого заложена идея о том, что все религии Мира едины и ведут к Свету и Добру. Объединить в одном архитектурном сооружении, казалось бы, несочетаемое, пришло в голову художнику, архитектору, скульптору и общественному деятелю Ильдару Ханову после его путешествий по Тибету и Индии. Строительство началось в 1994 году и продолжается до сих пор! После смерти Ильдара в 2012 году, дело продолжили его брат Ильгиз и сестра Флюра Галеева. В общей планировке проекта так же принимал участие и Святослав Рерих, сын известного художника Николая Рериха, которому были близки эти идеи… В ансамбле органично соединились и православная церковь, и мусульманская мечеть, и иудейская синагога, и даже пагода. Всего в проекте предусматривались религиозные символы и архитектурные элементы зданий 16 религий, включая и религиозные культы исчезнувших цивилизаций. Визуально храм смотрится очень ярко и напоминает пёстрый цветастый коллаж, оставляющий противоречивое впечатление… Службы и обряды в комплексе не проводятся, это просто музей, попасть в который можно всем желающим, купившим билет всего за 100 рублей с человека. В нашу программу посещение музея не входило, поэтому прощаемся с единственным в своём роде мультирелигиозным комплексом братьев Хановых, не признанным, кстати, ни одной из представленных в Татарстане конфессий, и отправляемся в древний град Свияжск!
ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК.
«Город же, который сверху привезенъ на половину тое горы стал, а другую половину воеводы и дети бояръские своими людьми тотъ часъ зделали, велико бо бяше место и свершили городъ въ четыре недели».
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (1544 - 1559 гг. от В.Х., Книга 20).
Свияжск основан 24 мая 1551 года на тюркской земле, Касимовским князем Шигалеем, в своё время насильно изгнанным с казанского престола крымским ханом Сафа-Гиреем. Соорудить город-крепость задумал сам Иван Грозный после череды провальных походов по взятию Казани. Требовался неприступный опорный пункт для поддержки армии. Остров, с трех сторон омываемый водами рек Щуки, Свияги и Волги, подошёл как нельзя лучше! С его возвышенности – Круглой горы – были отлично видны подступы к столице Казанского ханства, а главное - располагался он на расстоянии всего суточного перехода от Казани. Крепость возводилась незаметно для врага. Деревянные укрепления соорудили под Угличем, потом их разобрали и с наступлением весны сплавили по Волге к острову. Всего за четыре недели, под руководством архитектора Ивана Выродкова, на вершине Круглой горы встала русская крепость! Первоначально в неё вошло восемнадцать башен, несколько жилых домов и православный храм. Окрестили её Свияжским (Свиязьским) градом, по имени реки Свияги. Царская затея удалась – крепость полностью выполнила свое предназначение – через год после её основания Казань была взята! Однако великая победа обернулась для Свияжска обидной незадачей, потеряв своё военное значение, он превратился в тихое монастырское местечко. В это же время здесь был основан Свято-Успенский Богородицкий мужской монастырь, один из наиболее выдающихся историко-архитектурных памятников России и Татарстана, почти полностью сохранивший свой облик с XVI века! Его первым настоятелем стал архимандрит Герман (Садырев-Полев), прославленный в лике святых как Казанский чудотворец святитель Герман. Его цельбоносные мощи — главная святыня монастыря с 1592 года. Согласно легенде, в начале XX века на волне атеизма раку с мощами вскрыли, после чего над островом начал бушевать страшный смерч, который привел в ужас и панику весь Свияжск! Успенский собор (1561) и Никольская трапезная церковь (1556) с 43-метровой колокольней — настоящие шедевры русского зодчества! В конце XVIII века вокруг монастыря воздвигли почти километровую белокаменную стену, которая придала ему вид настоящего средневекового кремля. Естественно, что наш экскурсовод, из всего ансамбля монастыря, выделила Успенский собор, уделив ему больше всего времени. Сооружение, созданное в псковско-новгородском стиле, представляет собой раритетный пример русского искусства шестнадцатого столетия. Авторами проекта были создатели московского храма Василия Блаженного - Иван Барма и Постник Яковлев.
Внутри собора нас ждала настоящая загадка! На одной из колонн собора сохранилась уникальная фреска, изображающая святого Христофора с конской головой. Это одно из редчайших в России религиозных изображений этого мученика. Московский собор 1667 года запретил звероподобные образы святых, приговорив их к тотальному уничтожению… А этот немаленький по размерам образ каким-то чудом сохранился, укрывшись за слоями более поздних росписей и возвышавшейся перед ним массивной сенью над ракой мощей святого Германа. С XVIII века Христофор повсеместно изображается уже только в образе человека… Так кто же он Христофор – «Несущий Христа»? Из летописей известно, что до Крещения этого мощного и высокорослого человека, обезглавленного за христианскую веру в III–IV веках, звали Репрев. Звучит неправдоподобно, но тем не менее, он исповедовал христианство хотя и был сам родом из племени киноцефалов – людей с песьими головами. Будучи воином, он изобличал преследователей христиан и обращал их в свою религию. Римляне считали киноцефалов свирепыми дикарями и варварами, поэтому попав к ним в плен, он был жестоко казнен. По другой версии, рожден Репрев был, наоборот, очень красивым и сам попросил Бога обезобразить его внешность, устав от внимания женщин! Интересно так же, что многие исследователи в изображении святого Христофора с конской или пёсьей головой видят связь с религией Древнего Египта. Видимо копты таким образом совмещали христианство с образом бога Анубиса. Однако, давайте снова вернёмся в Свияжск. На многих ранних образах святого Христофора грань между песьей головой и лошадиной не всегда очевидна, даже по поводу фрески в Успенском соборе тоже иногда ставится такой знак вопроса. Хотя на мой взгляд, на фреске однозначно изображён святой воин с конской головой! Старообрядцы до сих пор продолжают почитать Христофора-киноцефала, а запрет «господствующей церкви» лишь укрепил этот культ…Большинство старинных изображений звероголового Христофора давно уничтожено или записано. Помимо свияжской фрески, увиденной нами в Успенском соборе, существуют ещё фрески в Макарьевском монастыре, а также в Спасском монастыре Ярославля. Иконы спрятать было проще, поэтому их сохранилось больше: в Художественном музее Череповца, в Ростове Великом, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Архангельском соборе Московского кремля, а также в Третьяковской галерее. Сохранились и скульптуры, самая интересная из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. А где же сами мощи загадочного святого? Оказывается, они тоже во Франции, в королевском аббатстве Сен-Дени… Правда или миф, очевидное или невероятное… Но тем не менее, нам с супругой очень нравится разбираться в таких головоломных исторических ребусах!
Чем же ещё знаменит остров-град? Конечно же, это Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь (1551 г). Когда-то он был женским, сегодня это уже подворье соседнего Успенского монастыря. Особого внимания здесь заслуживает деревянная Троицкая церковь, являющаяся единственной сохранившейся постройкой из тех, что были изначально доставлены на остров по воде, и монументальный Собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» 1898—1906 годов постройки. Это самый большой и самый “молодой” храм Свияжска. Его многокупольное краснокирпичное здание выстроено в Русско-византийском стиле. По правую руку от него ещё один храм – белокаменная Сергиевская церковь, отстроенная в псковской архитектурной традиции и названная в честь преподобного Сергия Радонежского…Так незаметно, за осмотром музеев и храмов, подошло время обеда. И завалились мы всей своей озябшей и промокшей группой в Трапезный корпус обители, где работает местная столовая “Монастырская трапеза”. И не то чтобы на раздаче были не готовы к такому нашествию, но удивлялись они, реально, как в первый раз, когда одно за другим у них стали заканчиваться блюда из не очень обширного меню… Удивительно, но накормить им удалось всё-таки всех! Мы с аппетитом слопали по тарелочке сборной мясной солянки и запечённую картошку с котлетой на второе… И всё это было так по-домашнему вкусно и душевно, как не в каждом дорогом ресторане смогут приготовить…
Уже начало смеркаться, когда наша группа продолжила свой путь. Перед нами архитектурный ансамбль Рождественской площади Свияжска. Одно из самых посещаемых мест острова расположилось на месте храма Рождества Пресвятой Богородицы, разрушенного здесь в тридцатых годах XX века. Сейчас по площади проложены дорожки для прогулок, стоят удобные скамейки и красивые фонари, разбиты зелёные газоны и цветочные клумбы! Основные достопримечательности – богато отделанный Дом купца Каменева и комплекс краснокирпичных зданий низшей ремесленной школы и пожарного обоза, в которых сегодня находится Художественная галерея музея-заповедника «Остров-град Свияжск». А ещё отсюда открывается широкий вид на живописный Свияжский залив и храмовые комплексы монастыря Макарьевской пустыни и Церкви Константина и Елены!
Хоть Свияжск официально на сегодняшний день и считается селом, тем не менее, свою историческую геральдику он сохранил. Герб города был утвержден ещё в конце XVIII века. Он представляет собой щит, где: «В голубом поле, город деревянный на судах на реке Волге, и в той реке рыбы». Это старинное описание удивительно точно отражает интересную историю постройки Свияжска!
С приходом советской власти история града-острова круто меняется. В 20-х годах все монастыри разграбили и закрыли, город опустел и в 1926 году был переведен в статус села. В помещениях Успенского монастыря открыли детскую колонию, которую позднее преобразовали в тюрьму ГУЛАГ на 200 человек. В 1953 году здесь начинает функционировать уже психиатрическая больница, которая просуществовала аж до 1994 года. В 1957 году село неожиданно стало еще и островом. В результате наполнения Куйбышевского водохранилища большая территория Поволжья оказалась в зоне затопления. Свияжск же, расположенный на горе, уцелел! Однако теперь добраться до него стало возможным только по воде, что подтолкнуло большинство местных жителей к переезду на “материк”. В 2005 году Свияжск вновь воссоединился с большой землей, уже посредством вновь построенной дамбы. Началась глобальная реконструкция и благоустройство! Сегодня остров-град Свияжск превратили в одну из ключевых достопримечательностей Республики Татарстан. Его Успенский собор и монастырь в 2017 году стали объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. По официальной информации население составляет 432 жителя, 180 из которых дачники. Путешественников, прибывающих по Волге, с 22 июля 2011 года гостеприимно встречает новое здание речного вокзала, которое открывал сам президент Татарстана Рустам Минниханов. Оно тоже имеет свою изюминку – интересную стилизацию под древнерусский терем из сказок!
Ну и в заключение, очередная загадка из серии татарского “Коня-Страны”, только связанная уже со Свияжском. Многие уверены, что град сей – прототип сказочного острова Буяна, описанного Пушкиным в "Сказке о царе Салтане". Красивая гипотеза широко разошлась в народе… Сходство, конечно, есть, однако имейте в виду, что свою знаменитую сказку поэт написал за долго до того, как побывал в чудо-граде Свияжске лично… Гораздо правдоподобней звучит версия современных исследователей творчества поэта, считающих, что сказочный остров Буян – это реальный остров, который находится в Балтийском море и сегодня принадлежит Германии. Сейчас он называется Рюген, а когда-то в старину его называли Руян, что весьма созвучно русскому Буян! Населяли его руяне или ране — один из народов Балтийских северо-западных славян. Он имел большое культовое значение, ведь здесь стояла столица всего славянского мира – Аркона! Белые отвесные скалы, поросшие реликтовым буковым лесом, в окружении пронизывающей морской синевы Балтики! Нереальная красота и самобытность острова, видимо, и привлекли великого русского поэта, воспевшего их в своём сказочном поэтическом творчестве…
Сколько всего интересного, необычного и даже загадочного подарило нам это наше очередное путешествие в Татарстан. Словно из пазлов складывалась перед нами многоликая национальная картина “Коня-Страны”, зашифрованная в архитектурных формах Вселенского храма братьев Хановых, современных городских скульптурах улицы Баумана, древних белокаменных православных соборов и сакральных фресок острова-града Свияжска или может быть сказочного острова Буяна, или вообще немецкого Рюгена, затерянного в суровых просторах Балтики!
Замечательное путешествие и прекрасный рассказ.
Замечательное путешествие и прекрасный рассказ.
Благодарю!