Непал. Кадманду.Покхара. Джомсон. Мустанг
2000
дата поездки
16.06.2010
написано
Непал. Кадманду.Покхара. Джомсон. Мустанг
Заметки о путешествие в королевство Ло-Монтанг, административный округ Верхний Мустанг. Непал.

Мое близкое знакомство с горами началось три года назад в Кабардино–Балкарии, с посещения Чегемского ущелья, ущелья Адыр-Су, Эльбруса. Тогда, почувствовав особую энергетику гор и их особую красоту, я просто в них влюбилась. Потом было двухнедельная подготовка в альплагере Уллу-Тау, восхождение на вершину Тютю –Баши 1-ая Западная (4236м), получение удостоверения и значка альпиниста. В этом году, не желая остаться без «космической» подзарядки энергией гор, решила совместить изучение культуры страны Непала и знакомство с такими горами, как Гималаи- мечтой многих альпинистов и туристов.
Путешествие, как у меня часто бывает, получилось экспромтом. Поиск маршрута, команды соратников и сборы заняли 2 недели. Был выбран малопосещаемый, трудный и загадочный 10-дневный трекинговый маршрут – отдаленный административный округ Непала королевство Ло-Монтанг в 18 километрах от границы с Тибетом, закрытый для посещения туристами до 1991 года. Многие жители Ло-Мантанга- тибетцы.
С самого начала путешествие встречало на своем пути препятствия, и, тем более оно казалось авантюрным и загадочным. Сначала не набиралась группа, руководитель группы решил вести группу в количестве 5 человек, затем руководитель группы не смог поехать с нами по уважительной причина, ответственность за организацию путешествия по Непалу взяла на себя одна из участниц группы. Нам также повезло- двое из участников группы хорошо владели английском языком. Был найден гид в Непале, который знал весь путь до Ло-Монтанга. Самолет из Москвы в Дели был задержан почти на 2 часа, что-то случилось с двигателем. В результате задержки вылета в Москве опоздали на рейс из Дели до Катманду. Благо таких, как мы набралось еще человек 10 и рейс был просто отменен и перенесен на более поздний срок. Далее, мы еще не раз удивлялись особенностям перелетов в Непале. Самолет мог вылететь на 15-20 минут раньше расписания, или по звонку нашего гида был задержан вылет до Покхары, так как гид забыл наши загранпаспорта в своей турфирме и пришлось ждать, когда их подвезут на велосипеде, потому как в стране в то время проходили забастовки маоистов и транспорт в городе не ездил, пропускали только редкие автобусы с туристами.

Итак, мы все-таки приземлились в столице Непала Катманду. Город встретил жарой, приветливой надписью NAMASTE , что значит ЗДРАВСТВУЙТЕ. Впоследствии мы сначала удивлялись, потом привыкли и первыми произносили протяжное NAMASTE-Е-Е с улыбкой на устах, иногда сложив перед грудью вместе ладони в знак особого приветствия. У них так заведено, особенно в глубинках, там, в горах от такой доброжелательности незнакомых людей на душе было тепло.
Выйдя из аэропорта, попытались залезть в местный автобус, который из-за забастовки маоистов, чудом оказался в аэропорту. Это мне напомнила фильм «Роман с камнем», когда героиня поехала в Никарагуа спасать сестру, в местном автобусе с местными жителями, животными и прочей утварью. Оказалось, что автобус до гостиницы не дойдет, кое-как мы смогли протиснуться сквозь толпу обратно и договариваться с местными джигитами об отдельном автобусе, результатом переговоров явилась переезд еще с одной группой иностранных туристов почти с комфортом к зарезервированным гостиницам. По дороге встретилась организованная толпа забастовщиков-маоистов, слышались их скандированные лозунги, что с интересом снималось на камеру из окон автобуса. Грязь и мусор на улицах - страна «стояла» из-за забастовки, транспорт не ездил; школы, сады, учреждения не работали; магазины открывались в 6 вечера на 1,5-2 часа. Продукты, молоко у сельских жителей в этой время просто выкидывались. Таким было первое впечатление от Катманду. Хотя, как сказал один из участников группы, побывший в Индии, в Катманду на порядок чище, чем в Индии.

После приезда из трекинга, когда закончилась забастовка, мы все-таки увидели другой Катманду, который не мог не понравиться. Кишащий мотоциклами, велосипедами, машинами, постоянно сигналящими друг другу и терпеливо пропускающих переходящих улицу пешеходов. Поездка по улицам Катманду на машине -это не просто поездка, это шоу с показом мастерства и характера местных жителей, их терпеливости, уважения к незнакомому человеку. Улицы в сплошных магазинчиках-лавочках, школьниках, идущих по улицам в одинаковой школьной форме, жителей просто сидящих вдоль улиц, возле лавочек и наблюдающих за всей этой толкотней со стороны, толкающих возле лавочек мелких продавцов, предлагающих что-то запрещенное.
Удивили дети. Девочкам, лет с двух подводят ярко глаза, это их обычаи, защита от негативного воздействия на ребенка. Узнала, что в некоторых странах детей гладить по голове нельзя, считается, что тем самым ты забираешь душу у ребенка, поэтому мы только улыбались маленьким человечкам, да в городках во время трекинга дарили конфеты, карандаши, игрушки из киндер-сюрпризов, чему они были несказанно рады. Умилило до слез, как в одном городке, девочка в своих грязных ручонках вынесла горстку попкорна, я не могла не взять. Или когда деток в Ло-Монтанге угостили приезжие баночками с соком, они пускали эту баночку с трубочкой по кругу, давая попробовать всем своим друзьям. Постоянно сравнивала с нашими детьми, задаваясь вопросом, не пожадничали ли наши в подобной ситуации?
После заселения в гостинице следующий день ушел на знакомство со столицей, оформление пермитов в Верхний Мустанг (специальные пропуска). Пермиты в Верхний Мустанг самые дорогие в Непале и выдаются заранее. Из-за забастовки маоистов очередное изменение планов. Поскольку из Покхары до Джомсона- отправной точки трекинга, наземный транспорт не ходил, пришлось раскошелиться на билет на самолете. Перелет в Покхару, знакомство с городом, его местной кухней, с красивейшем озером Pewa –Тал.
В городе в одном из домов, встретили надпись на русском языке: Гречишный мед.Баня. С удовольствием пообщались с хозяином заведения.
Далее было очередное препятствие в виде непрекращающегося дождя, когда мы два дня не могли вылететь в Покхару и весь трекинг был под угрозой. Непальским гидом даже был предложен трекинг к горе 8-ми тысячнику Анаппурне, по продолжительности занимающий меньшее время. Но мы уже горели желанием во что бы то не стало добраться до тайн Ло-Монтанга принять участие в ежегодном празднике-фестивале городка. С утра поехали в аэропорт в надежде все-таки вылететь в Джомсон, что нам удалось. Особенность аэропорта Джомсона в том, что из-за сильных ветров аэропорт принимает и отправляет самолеты только утром, часов до 10-11. Полет до Джомсона сопровождался малой долей адреналина, когда на небольшом самолете ты летишь на уровне гор в ущелье, петляешь, чтобы удачно приземлится, несмотря на то, что полет из Покхары до Джомсона занимает 20 минут.
В Джомсоне изучили, размещенную на стенах пропускного пункта, статистику посещения Мустанга. Первое место по количеству людей, посетивший Мустанг, занимает Индия. Оно и понятно. В Муктинахе, находится одна из пяти главных святынь (кроме Кайласа), посещаемых буддистами и иудаистами- монастырь, где сходятся 5 элементов жизни, 5 стихий. Муктинах –город- праздник, город паломничества. А Россия по количеству людей, посещаемых Верхний Мустанг, не вошла даже в первую десятку. В 2009 году Верхний Мустанг посетило 635 русских.

Верхний Мустанг - закрытое и изолированное от остального мира место на границе Непала и Китая. Мустанг (с тибетского Мун Тан — плодородная равнина) — административный район Непала в верховьях реки Кали-Гандаки, соответствующий прежнему независимому королевству. В настоящее время королевская власть сохранилась в верхнем Муcтанге, территория, подчинённая королю, называется Королевство Ло- конечный пункт нашего путешествия.


В Джомсоне, преодолев еще одно препятствие в виде получения дополнительных пермитов, о которых почему-то непальских гид забыл, погрузив наши большие рюкзаки на двух местных лошадок Пржевальского, подгоняемых местным портером, мы счастливые и нетерпеливые от затянувшегося ожидания путешествия отправились в путь.
Конечный пункт первого дня трекинга деревенька Кагбени в ущелье реки Кали-Гандаки на высоте 2860м. Это граница с Верхним Мустангом. Путь от Кагбени до столицы Мустанга Ло-Монтанга, скрытого за перевалами, горными реками и глубокими ущельями занимает около 100 километров и 10 перевалов, или ровным счетом 4 дня.
Здесь уже Гималаи. Такие разные -суровые, многоликие, нелюдимые, иногда просто сказочные и в большей степени их величие осознаешь уже по приезду домой, просматривая фото и осмысливая все путешествие. При переходах не переставала удивляться- очередной поворот, очередной перевал и взгляду предстает новый вид и цвет гор, в некоторых угадывались лики людей и прочих загадочных существ. В этом районе расположены древнейшие изолированные горные монастыри, скальные-пещерные города и глубочайший каньон на планете – Кали-Гандаки - между массивами Даулагири и Аннапурны.

Один из таких горных –скальных монастырей мы посетили на обратном пути из Ло-Монтанга. Спустились в самый низ коньона, затем зашли в монастырь, пообщались с дежурным старичком отшельником, живущим в монастыре уже 4 года, прошли кору вокруг скалы, расположенной естественным образом в самом монастыре, купили у старичка и поставили свечи-вазы и затем снова поднялись наверх каньона. По физической нагрузке это был самый трудный день, но эмоционально давший незабываемые ощущения.
Переночевав в Кагбени двинулись далее. Дневной переход длился обычно часов 6-7. Между селами переход обычно длился часа три. Во второй половине дня был первый крутой набор высоты к населенному пункту через п.Чуксан в Челе, перейдя по мосту ущелье реки Кали-Гандаки. По дороге очень часто звучало приветственное NAMASTE-Е-Е, обгоняемым нас портерам и другим трекинговым группам.
При заходе в деревеньки и выходе из них, традиционный проход мимо барабанов с мантрами и прокручивание их по часовой стрелке. Осмотр местных ступ уже с большими размерами барабанами с мантрами.
Третий день сопровождался набором высоты до 1 километра, проходом 4 перевалов, высотой 3750, 4080м. Особенности расположения населенных пунктов таковы, что сначала нужно спуститься метров на 200 вниз, перейти реку по мосту, затем снова подняться на 200-300 метров вверх. И таких спусков-подъемов на день было 3-4, такие вот «американские горки». Но при прохождении населенных пунктов Самар, Джелинг окрестности Гималаев и их энергетика поражали и придавали силы, когда завернув за очередной поворот, видишь уходящие вверх холмы, усеянные мелкими кустиками-акациями, что просто дух захватывает, это не передать словами, нужно видеть.
Населенные пункты напоминают замки времен рыцарей, города-форты, показываемые в кинофильмах. Огороженные каменными стенами (как потом узнали от ветров) на верху холма каменные постройки, постоялые дворы-дома-гостиницы, скотина. Колонки с водопроводом на узких, выложенных камнями улочках, женщины в длинных платьях здесь же у водопровода стирающих белье, набирающих в баки воду или моющих посуду. Баки с водой женщины таскают на спине, разместив ремень, привязанный к баку, на лоб, таков вот ежедневный фитнесс для шеи и позвоночника. У нас же был свой подвиг- сначала вверх, потом вниз, что для кого-то было еще страшней и трудней на некоторых участках, чем вверх.
Четвертый день лично мне дался особенно тяжело. Как-то в этот день горы, наоборот, забирали энергетику. Горы почему-то напоминали пустыню, было много тяжелых перевалов сразу же при выходе из Джелинга до Джеми и Саранга. В этот день просто старалась быстрее дойти. Было 4 перевала, наиболее высокий перевал в этот день был высотой 4010м. С облегчением забирались на перевал, обходили по часовой стрелке рукотворные горки камней, сооруженных людьми, со словами –со-со (удачи по непальски), как нас научили гиды.

Голова иногда болела от перепадов высот. При этом думалось: е-мое, еще ведь и обратно идти!!! 9 мая решили питаться отечественными продуктами, захваченными из дома и хранимыми до этого дня, заварные каши и супы, сырокопченая колбаса, копченный сыр косичкой, чай-каркаде, шоколад.
Пятый день трекинга конечный пункт Ло-Монтанг. Вышли из Саранга в 6-15, пришли в Ло-Монтанг в 10-30.

Успели на их ежегодный праздник, поселились в местном доме. Нам выделили видимо их самую просторную комнату с топчанами, накрытыми коврами местного изготовления, размещенных в виде буквы П по периметру комнаты. Рядом кухонная утварь на полках- это видимо у них считается одним из показателей зажиточности, очень много кастрюль, пароварок, медных, красных чайничков, кастрюлек, посредине два невысоких столика. Проявив гостеприимство, хозяин угостил тибетским чаем, напоминающий суп, соленоватый на вкус с жиром яка. Еще одно из местных блюд-МОМО, напоминающий наши пельмени. Вегетарианские, с мясом, варят на пару, жарят на сковороде, с двух, с одной стороны, но вкусные. Особенно распространено блюдо долбат- рис с чечевичной похлебкой и специями, нам полюбился масала-чай -черный со специями и молоком (гвоздика, корица и др). Климат в Верхнем Мустанге суровый, горы и ущелье. Летом ночью температура доходит до 0, +5, днем +20-25, а зимой, ночью, до -20-25, днем до 0,-5. Ветер, начинает дуть около 11 часов дня и прекращается часов в 22-00. Ветер такой силы, что порой было невозможно идти и дует он в одну сторону. Туда шли, он дул в спину, обратно навстречу. В такие периоды вспоминались песни: «Мы в такие шагали дали, что не очень-то и дойдешь, Мы такие мешки таcкали, что не очень-то донеcешь..». «Ветер в харю, а я шпарю, Что мне грусть, моя печаль». Дождей не бывает в Верхнем Мустанге, Гималаи не пропускают муссоны с Индийского океана, от пустыни данную местность отличает то, что зимой в горах снег, который весной тает. Поэтому из растительности здесь мало что растет: картофель, зерновая культура, морковка, картофель, капуста. Питаются зимой в основном, как рассказывал местный гид, пресными лепешками-чапатти и заготовленным мясом. Странно, но не встречались такие продукты, как сыр и творог. Из молочных продуктов -только молоко. Встают жители с восходом солнца часов в 5 утра и ложатся рано часов в 8 вечера. Причем по утрам будит колокольчик, привязанный у лошадок на шеи (наши лошадки, перевозившие рюкзаки, так нас будили ежедневно, а иногда и просто не давали заснуть). Электроэнергия была в Кагбени и Ло-Мантанге по вечерам, а в остальных населенных пунктах от размещенных в постоялых дворах солнечных батарей (для местных жителей это роскошь, есть не у всех). Так что в Ло-Монтанге мы по вечерам за те два дня, что там находились, зарядили фотоаппараты, телефоны и видеокамеру. В остальных населенных пунктах это можно было сделать за дополнительную оплату. Воду в душе на постоялых дворах также греют от солнечных батарей, поставляемых из Китая. В каждом доме в красном угле комнаты всегда в рамках фото семьи, детей, короля, иногда буддистских монахов высоких чинов. Из наблюдений по ходу маршрута сделан вывод, что народ в этих местах занимается скотоводством, огородничеством, да еще носильщики-портеры с погонщиками караванов-лошадок.

Портеры доставляют с равнины в Мустанг то, чего тут не достает, а не достает здесь по все видимости многого, начиная от бутылированной воды, до того же риса, который в горах не растет. Потому та же вода в горах дороже, чем в долине Катманду, вдесятеро и более. В Катманду бутылку покупали по 10 рупий, а в горах по 100-150 рупий. Дома в Ло-Монтанге одно-, двух- и трехэтажные. При этом первый этаж отдан животным: лошадкам, овцам и якам, используется под местные лавочки. На втором этаже - жилое помещение. Третий этаж обычно используется как место для созерцания, молитв и медитации или отдается гостям-туристам при заселении.

В день приезда было знакомство с городом, проход по крышам домов (они плоские, сверху хранится хворост для отопления печей зимой) с помощью местного старичка, посещение сувенирных лавок, торговля с местными продавцами для сбавления цены на сувениры. Торговаться в Непале с продавцами, обязательная практика и искусство, которое приходилось постигать на ходу. Посещение местного кафе. На самом деле кафе представляет собой одну комнату, тут же печь, на которой готовят, стол и расположенные вокруг стола топчаны, накрытыми коврами. Хозяйка очень гостеприимная, добавку подавала без дополнительной оплаты. Почему-то больше желающих и очереди в кафе мы не видели. Как будто просто в гости зашли в дом к местным жителям на обед.
В этот период во время праздника Ло-Монтанг посетило 250 иностранцев, было австралийское телевидение, группа израильских пенсионеров, которые также шли пешком данный маршрут вверх-вниз, что вызвало заслуженное уважение к старичкам и старушкам. Повстречалась литовская группа, одиночка –путешественник из Азербайджана Емил Халилов, ведущий свой сайт о путешествиях по миру.
Во время знакомства с городом повстречали местного ламу, очень авторитетный и уважаемый человек (Ngawang Kunga Bista) потом его фото нашли в интернете. Пообщались с ним на английском языке, пригласил на лекцию-знакомство. На улочках города встречали очень много детишек, почему-то всегда сопливых ,видимо из-за ветра, и маленьких шерстистых телят.

Праздник –фестиваль Тиджи организует местный буддистский монастырь, который играет центральную социальную и образовательную роль в городе. Здесь учатся мальчики-монахи. Во время посещения монастыря мы видели классы, в храме проводятся службы, читаются мантры, играет музыка теми, кто служит в монастыре. На расположенных в храме матрацах сидят европейцы и медитируют под музыку, исполняемую сидящих в позе лотоса монахами при помощи духовых инструментов и барабанов. При этом монахи успевают попить чайку, который размещен рядом в пиалах и чайничках, разносимых другими монахами, у всех свои обязанности. Фотографировать в монастыре нельзя. На стенах – массивные мандалы -плоские изображения трехмерного пространства,используемые для медитации.

Мне лично все действия во время праздника на площади города напоминали спектакль, шаманство.
На самом деле этот праздник Для местных жителей - их жизнь, дань их прошлому, их легендам. Праздник был бы проведен, даже если бы не было ни одного иностранца. При этом монахи разносили и угощали гостей праздника чаем в одноразовых стаканчиках, домашним хворостом и печеньем. Местные жители искренне сопереживали и улыбались героям-маскам- страшных, красочным, злым и не очень. Дети, старики и старушки, как по команде громко и все вместе вскрикивали, когда герои-маски играючи подсаживали кого-то на копья, помогая своими возгласами одолеть зло.
На празднике присутствовала королевская семья, привезли сына брата короля Ло-Монтанга из Катманду, который восседал на троне.

Король играют важную политическую, религиозную и социальную роль. Он все также ежедневно по утрам, как нам рассказали, обходит территорию городка вдоль каменной ограды, напоминающий форт.
Праздник-фестиваль Тиджи длится два дня. На площади водружается пятнадцатиметровая танка, изображающая Падмасамхаву .



Во время праздника местные монахи подарили гостям праздника белые шарфы-каты- символ чистоты, принадлежащий Будде. Считается, что если король Ло-Монтанга во время аудиенций принимал от человека кату, значит он доверяет этому человеку, если не принимал кату, то король не верит этому человеку и аудиенция не назначалась.

Проведя два дня в Ло-Монтанге наша группа выдвинулась обратно.
Не смотря на то, что маршрут проходил по той же тропинке, которая в горах одна, для мотоциклов, лошадок, носильщиков, туристов, возвращаться домой было радостно.

По дороге опять же преодоление перевалов, посещение природного монастыря, встреча и наблюдения за местными жителями. Так в первый день обратной дороги, при переходе в Джими, местная женщина, переезжавшая в Джими на лошадке, предложила одной из участников группы проехаться на лошадке. Наталья часа два чинно как королева, восседала, покачиваясь в седле, при этом жутко замерзнув за это время, а лошадка оказалась сноровистой и хитрой, после 2-х часов ходьбы рядом с хозяйкой сначала начала громко фыркать, а потом просто свалилась набок. Наталья успела только ногу перекинуть, избежав ее травмы. После это лошадь просто встала и пошла далее. Последовали извинения хозяйки, но дорога далее осуществлялась традиционным пешим способом.

При посещении Мустанга удивило еще то, что нет кладбищ. Там, в горах, как говорят, покойника ждет не кремация, а так называемые «небесные похороны». Труп выносят на плато и оставляют на съедение птицам.
При подходе на обратном пути к Кагбени погода удивила, пошел небольшой дождь. Но поскольку ветер сильный , то и дожди проходят быстро. С утра вершины были заснежены, дождь замерз. От Кагбени был переход в город Муктинах с высоты 2800 до 3800м, место паломничества индусов. По дороге в Муктинах открылись виды заснеженной вершины Торунг, которая была очень близка. Очень хотелось взобраться на нее, нахлынули альпинистские воспоминания, когда при восхождении ты оказываешь участником этой красоты.
Посещение местного монастыря, 108 водопадов. Ловила на мысли, что ведь для индусов, эти обряды, омовение в водопадах, посещение буддистского храма, в который нас не пустили, так как мы не являемся ни буддистами, ни индуистами, все серьезно и носит священный характер. Они верят в силу 5 элементов жизни. Поэтому и развешаны везде по стране, в горах, на перевалах разноцветные флажки с мантрами-молитвами. Считается, что развиваясь на ветру, флажки, символизирующие 5 элементов жизни, могут помочь восстановить в человеке наиболее ослабленный элемент. Поэтому всегда на перевалах такие флажки присутствуют. Ветер считывает молитвы, отпечатанные на флажках: зеленых, белых, желтых, синих, красных.


По приходу в конечный путь трекинга Джомсон попробовали местный напиток- мустанг кофе. Кофе смешанный видимо с местным самогоном-брагой. Запах уже отбивал охоту его попробовать. Но местные жители посоветовали его охладить, потом пробовать, попробовали, да для здешних мест, может и ничего, но достаточно крепкий и резкий на запах и вкус.
Перелет Джомсон-Покхара-Катманду.
Посещение самой большой ступы в Непале Бодднахт. Ступы - это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума
Посещение ступы Свадбунахта, где запросто лазают обезьяны.
Посещение старинного города ремесленников Бхактапура
Прощальный ужин в Катманду. Осмысление вслух первых впечатлений от трекинга участниками группы.
Многое не успели посмотреть в Непале: Пашупатинатх, Чичван, 9 из 14 гор- восьмитысячников находятся в Непале -Эверест, Аннапурна и другие. Есть повод вернуться. Буддистская культура многогранна и интересна для познания. Альпинистские и туристические маршруты разнообразны и захватывающие.

О стране «Непал»
Оцените отзыв
5.0
5 оценок
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(4)
Напишите ваш комментарий
 
Для комментирования   войдите   в кабинет
Елена
17.06.2010 11:31
да.. что сказать - именно захватывающе. Про Непал после Индии я думала, хотя, видимо, на пешие переходы по горам не решусь-)
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Очень интересно!!!!!!!
Никогда не пойду в горы, но всегда с удовольствием читаю (или смотрю по телевизору) про такие маршруты.
Бывают же увлечённые люди!
Клааааааааааасс!
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
никогда не ходила в походы, максимум - подъем на гору Синай в Египте и встреча рассвета, а потом - спуск по более сложному маршруту...даже не знаю, чтоит ли такому новичку и мечтать увидеть всю непальскую красоту своими глазами! Очень интересный отзыв!
На самом деле это по времени трудоемкий, но не очень сложный, все-таки это трекинг, т.е. пешеходный маршрут. Сужу по тому, что пенсионеры из Израиля его все-таки осилили. Главное, чтобы явных проблем со здоровьем не было (давление, сердце, суставы). Тут главное решить для себя, кто что хочет получить от путешествия, чтобы потом разочарований не было.