Как всякий человек, фамилия которого заканчивается на –ая, я конечно же мечтала побывать на исторической родине. И пусть еврейской крови во мне столько же, сколько татарской, цыганской, украинской, русской и т.д. Но фамилия есть фамилия, и отмазки, что на –ая это польская фамилия не очень проходили, гордый горбоносый профиль подтверждал в зеркале обратное. Почему –то с поездкой напрямую в Израиль у меня не складывалось, поэтому промаявшись в Турции на олл инклюзиве один день, я решительным жестом приобрела экскурсию в Израиль.
Перемещения в самом Израиле не утомительны, и перелет не утомительный, всего час, а там еще и кормят! Плюшкой и чаем-кофе! А вот прохождение границы это ужас. Туда мы два часа тусили в аэропорту, обратно не тусили, обратно проходили преграды. Не хотели евреи меня отпускать. Даже специально поинтересовались, увидев мою двойную фамилию через тире. «А на –ая это чья фамилия ваша или мужа?» «Моя» « А муж у нас кто?» «А муж у нас Семен» (Симьеон, счастье мое) «А какие языки муж знает?» И т.д. Такое количество вопросов не задавали никому! Даже мусульманам, которые поднимались на гору Эль-Акси (туда пускают только мусульман, доказавших, что они мусульман, чтением молитвы, по легенде, если на горе соберется 10 христиан, то начнется конец света.) И на каждом пункте были проблемы с тем, что дети вписаны в паспорт, а фамилия у них другая, не на –ая. Так что хотите меньше проблем: все по своим паспортам! В итоге мы не успели зайти за магнитиками в дьютифри! Так что хотите что-то купить, то не оставляйте это на дьютифри! А потом час сидели в самолете, ожидая тех, к кому службы безопасности проявили еще более бдительное внимание, чем к нам. Так что если хотите не сидеть в самолете, скучая, то не смотрите на надпись, что посадка заканчивается, а ждите последнего звонка!
Израиль удивительно зеленая страна, да, зеленая в пустыне! Единственная страна в мире, где количество деревьев увеличивается, а не уменьшается. В память погибших евреев в ВОВ было посажено 6 млн. деревьев, сейчас это уже 250 млн., ведь убивая человека убивают и всех его потомков…
Очень повезло с гидом Юлием (Medraft), особенно насколько нам повезло, я поняла, столкнувшись с другими экскурсиями. Меня предупреждали, что все гиды наши бывшие эмигранты, поэтом я рассчитывала на еврейский юмор, в нашем случае все прошло именно так. Колоритный молодой человек, слегка за 30, Юлий, шутя, рассказывал древние истории. Я не люблю организованные экскурсии, но тут все было на высоте! А вот в других группах, куда попали менее расторопные граждане, я увидела тетенек с поджатыми недовольно губами, может быть историческую часть они и озвучивали достойно, но вот с юмором у них явно было не в шоколаде.
Недолгие переезды, территорию Израиля можно описать словами анекдота. «Мойша, что ты будешь делать в субботу?» «Объеду вокруг Израиля на велосипеде» «А вторую половину дня?» Так и мы за день спустились на 400 метров ниже уровня моря, поднялись в Иерусалим, побывали в Палестине.
МЕРТВОЕ МОРЕ. Мы были на колхозном пляже, может, поэтому я немного растерялась, как то море представлялось более величественно. А это так, лужица. Я, любопытная курица, конечно же, хотела лизнуть, проверить на вкус, насколько оно соленое, это мертвое море? Хорошо предупредили – для слизистых это смерть! И если глаза можно спасти промыванием проточной водой, а вот если ее глотнуть, то… моментально в море. Но сначала к врачу! Классические фото: ножки-ручки кверху. Комок грязи в пакетике на память. Хорошо, что соль нельзя отделить, а то везли бы мы по пакету соли. Ожидание опоздавших, закупались люди, поездка на фабрику разводилово: «купите косметику мертвого моря, и вы моментально помолодейте на 50 лет». Соль мертвого моря, 2 кг на 15 баксов. Все-таки пришлось тащить пакет соли.
ПАЛЕСТИНА.
Звонкий рог созвал дружину;
Все уж на конях;
И помчались в Палестину,
Крест на раменах.
В детстве я зачитывалась зловещими стихами в переводе Жуковского, «Рыцарь Тогенбург» манил меня загадочной страной Палестиной. И вот я здесь. Меняем водителя, гид прячется в автобусе, одно из министерств Израиля запрещает гражданам Израиля пересекать границу, а министерство туризма Израиля считает, что туристические группы необходимо возить в Вифлеем (в переводе с иврита «дом хлеба»). Церковная лавка, в храмах нет продажи, Иисус изгнал торговцев из церквей. Теперь они в лавках. Среди колоритных палестинцев славянское лицо. Гид с улыбкой говорит «Пусть о том, что стоит покупать лучше расскажет православная девочка, чем мальчик-еврей» Свои иерусалимский крест надо приобрести именно там, он может быть только для себя или в подарок для родного по крови, или крёстного. Но только если человек сам не сможет побывать здесь. А так крест у каждого свой… Жаль, муж не родня по крови. Через пару минут пронзает мысль «Но детям-то он родня!» 33 свечи, зажигаемы от благодатного огня в Храме вознесения… Кресты из оливы, с которыми поднимаемся на голгофу…
Пещера, где родился Иисус, Церковь Рождества. Четырнадцати лучевая звезда, через четырнадцать поколений рождались Давид, Георгий, Иисус. Я поняла почему мы едем так поздно (я все боюсь, что везде не успеем), в храме нет очереди. Своей семьей прикладываемся к лучам звезды. Икона Вифлеемской божьей матери, где она еще улыбается, не ведая о будущем…
Лавки с магнитами по дороге, эх, надо было остановится на секунду.
ИРУСАЛИМ. ГОРОД ДРЕВНИЙ, ГОРОД ДЛИННЫЙ
Путанные улочки, как в фильме «Брильянтовая рука»
Иерусалимский храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня), место вознесения, небольшая очередь, зажечь свечи себе и родным у Благодатного огня, ведь именно здесь он сходит каждый год, прикоснуться к пупу земли (это символизирующая центр христианского мира каменная чаша, внутри которой шар с начертанным на нем крестом), осветить кресты и иконы на камне миропомазания, взойти на Голгофу с крестом из оливы, всего лишь несколько ступенек…
Стена плача. Проход туда через рамки, я мучаюсь, куда же пристроить фотоаппарат и слышу одесский говор «Мадам, проходит же, все в порядке, я увидел вас и таки захотел снова жить!». Какая она маленькая, но какая она теплая. Сегодня день любви и много свадеб. Мужчины подходят слева, женщины справа. Девушка плачет и молится, приложив одну руку к стене, сжимая во второй молитвенник, залитый кровью. Наверно мы, туристы, здесь все же лишние… Мой фотоаппарат отчаянно вздохнув показывает, что села батарейка, села она и у утомившихся за длинный день детей, значит нам пора обратно.
Дорога обратно, путь над Геенной Огненной, огненной потому что, изначально здесь приносили в жертву первенцев, сжигая их живьем, а затем была свалка, где поддерживался постоянный огонь, уничтожающий змей и скорпионов. Хочется вернутся и провести день и ночь в этом удивительном месте, где пахнет историей, горем и любовью…
Но лучше, чем ничего!