В 2012 году, находясь в Екатеринбурге, мы съездили только в Ганину Яму. Вернувшись в город в 2013, захотели проехать по Свердловской области чуть подальше. Как я уже писал, мы жили в гостинице рядом с железнодорожным вокзалом. Наметили съездить в город Невьянск, вечером посмотрели расписание электричек. Утром, после завтрака, сели на скоростную электричку, идущую в направлении Нижнего Тагила, и через полтора часа были в Невьянске. Билет стоил 187 рублей, на обычную электричку - 110 р. У станции сели на автобус, который привез нас в центр города. Пройдя немного вперед, увидели Спасо-Преображенский собор и Невьянскую башню. Посмотрите, на современной ограде собора - герб рода Демидовых. Мы знали, что осмотр башни возможен только с экскурсией, поэтому сразу же направились к расположенному рядом с башней зданию местного музея. Знали мы и то, что в башне есть узкие проходы, и лучше осматривать её небольшой группой. Поэтому решили не подсоединяться к какой-то экскурсии, хотя это обошлось бы дешевле, а заказать её самим. Экскурсия для группы от 1 до 5 человек стоила 1250 рублей. Когда мы подошли к кассе, сразу после нас подошли еще три человека, так что мы ходили впятером. Невьянск – одно из самых известных туристских мест области, однако на сайте о нём ещё никто не писал. Расскажу вам, что мы узнали от экскурсовода.
Невьянская башня с часами – курантами является архитектурной доминантой города. Она была построена в 1722-1732 годах по типу русских шатровых колоколен. В 1991 году специалисты чётко определили: башня не падающая, а наклонная. Её высота — 57,5 метров, отклонение от вертикали вверху - 1,86 метра на юго-запад. Толщина стен в нижней части доходит до двух метров, вверху — до 32 см. Наклон очень заметен – не только со стороны, но и при подъеме на башню: порой кажется, что она реально «заваливается» куда-то вбок и лестница уходит из-под ног. Это, однако, только видимость – на самом деле башня никуда не падает, и её наклон уже давно не изменяется.
Назначение башни остается загадкой. Это не колокольня, не смотровая и не крепостная башня. Вероятно, она просто служила «представительским и офисным центром» тогдашнему олигарху Акинфию Демидову. Имя её зодчего не сохранилось, зато существует миф о том, что его по указанию Демидова сбросили с башни, дабы больше он никому не смог построить такую же. Понятно, что никаких документальных подтверждений этому нет. Зато очевидны вкусовые пристрастия Акинфия Демидова: все элементы строения типичны для старорусской архитектуры: внизу - четверик (квадратное основание), а сверху надстроены еще три восьмигранных яруса. На восьмериках сосредоточено все архитектурное убранство: широкие, украшенные узорчатым орнаментом карнизы, пилястры на стыках восьмериков.
Возводили башню из особого, так называемого «подпятного» кирпича. Для его производства красную глину разминали голыми ногами, что позволяло нащупать и удалить попавшие в нее камешки. Затем в массу добавляли известковую муку и яичный белок. После обжига каждый кирпич проверяли на прочность, сбрасывая его с десятиметровой высоты. В дело шли только целые. Мощные двухметровые стены нижнего яруса должны были стать гарантией надежности строения. Но как раз эта тяжеловесность и явилась главной причиной отклонения башни.
Почва, размытая грунтовыми водами, не выдержала многотонного давления основания, оно начало съезжать и накренилось. Чтобы выровнять конструкцию, кирпичи всех последующих ярусов стесывали под определенным углом, что придало строению саблеобразную форму. Измерения показывают: четверик башни отклонен от оси на три градуса, середина - на один, вершина же строго вертикальна.
Несмотря на такое простое объяснение, существует много версий, почему башня наклонная. Авторы этих версий исходят из следующего: «Ведь не мог же такой человек, как Демидов, допустить, чтобы башня в его владениях наклонилась без его ведома!». Авторам этих версий почему-то хочется думать, что её строили такой специально. Например, чтобы указывать направление на Тулу – родину Демидовых. Есть еще легенда, что башня накренилась от того, что Демидов затопил подвалы, в которых находились мастерские, чеканившие фальшивую монету. Якобы, завидев с башни карету ревизора, он поспешно "спустил концы в воду" и замуровал входы. Но скорее всего эта легенда - просто собирательный образ демидовских алчности и жестокости, так как подвалов или каких-либо их следов под башней нет.
Строили башню на совесть. Балки сделаны из спаянных пластин железа и чугуна, что даёт эффект железобетона: чугун твёрдый, но хрупкий, железно прочное, но гибкое. А здесь чугун не даёт железу провиснуть, а железо не даёт чугуну сломаться.
Из башенных комнат особенно интересны две. Первая — это рудная лаборатория Демидовых, в которую можно попасть только по узкой винтовой лестнице, встроенной в толщу двухметровой стены. У входа на лестницу сохранилась единственная в башне оригинальная дверь XVIII века.
Вторая — так называемая «слуховая» комната. Мы с женой встали в её противоположных углах, каждый лицом в угол, и при этом слышали шепот друг друга. Человек, стоящий посреди комнаты, не слышал ничего. Эффект удивительный, но не уникальный. В средневековой Европе подобные постройки применялись, чтобы больные чумой могли исповедоваться. Поскольку назначение башни неизвестно, то непонятно и назначение комнаты. То ли Демидов хотел кого-то подслушать, то ли просто желал позабавить своих гостей.
Седьмой и восьмой этажи занимают куранты, созданные в 1730 году английскими мастерами. Акинфий Демидов приобрел их за пять тысяч рублей. По тем временам цена эта была баснословно высокой. Часы стоили дороже самой башни, которую во второй половине XVIII века оценили в 4207 рублей золотом. Конечно, громче всего колокольный звон слышен, если вы находитесь рядом с колоколами, на самой башне. Мы насладились им в полной мере. Кстати, на музыкальный вал изначально записали 18 мелодий.
Венчает купол башни новый молниеотвод, напоминающий золотое солнце с лучами-шипами (старый, искалеченный ударами молний, находится в музее). Заземление обеспечивают металлические конструкции, пронизывающие здание и уходящие в землю. Любопытная деталь: официально считается, что громоотвод был изобретен Бенджамином Франклином лишь в 1752 году, то есть спустя много лет после появления его на Невьянской башне. Кстати, убедительным доказательством того, что башня изначально построена наклонной, является флюгер с гербом Демидовых, установленный на вершине башни. Если бы башня наклонилась позднее своей постройки, то флюгер весом в 25 кг не смог бы вращаться на ветру, а просто бы наклонился в одну сторону.
Наверху – смотровая площадка. Отсюда можно увидеть и стоящий поблизости собор, и пруд, и закончивший свое существование завод, и дома Невьянска. Разумеется, осматривать всё приятно в хорошую солнечную погоду, которая как раз и была в этот июльский день.
Мы узнали, что свой нынешний облик башня приобрела только в 1990-х. До этого времени доступа посетителей сюда не было – башня находилась на территории режимного механического завода. Коммунисты просто замалчивали этот уникальный памятник русской истории как "идеологически неправильный".
Во время экскурсии можно было за дополнительную плату отчеканить памятную монету, но мы с женой не стали этого делать, решив ограничиться традиционным магнитом. Как мы могли убедиться, чеканка - не такое простое дело, мужчинам из нашей мини-группы пришлось прикладывать большие усилия.
Наша экскурсия продолжалась 1 час 10 минут. На сайте музея указано, что её длительность - полтора часа, но нам показали всё. Возможно, полтора часа - время для большой группы, с учётом преодоления узких проходов.
На площади перед Невьянской башней находится памятник Никите Демидову и Петру I, его автор – екатеринбургский скульптор Константин Грюнберг. Мы уже видели его работы в Екатеринбурге, это памятники царской семье у Храма на Крови и памятник маршалу Жукову у здания Штаба Центрального военного округа.
Находящийся рядом с башней Спасо-Преображенский собор в стиле классицизма был построен в 1824-1830 годах. В советское время служил одним из цехов завода. Восстановлен и освящен в 2001-2003 годах и теперь выглядит величественно, хотя, по сути, новодел. Внутри собора – красивый фаянсовый иконостас. Хотя это явление для Урала не уникально, фаянсовые иконостасы - своеобразная "визитная карточка" церквей Свердловской области, так как их производят на Сысертском фарфоровом заводе.
Как я уже писал, рядом с башней есть музей. Да и в историческом центре города, говорят, сохранились каменные особняки, принадлежавшие невьянским купцам. Но мы решили не тратить на всё это время, а захотели добраться до села Быньги, находящегося в 7 километрах от города, посмотреть Свято-Никольский храм, в котором висят знаменитые невьянские иконы.
Быньги – это старообрядческая слобода при Невьянске, тогдашней столице Горнозаводского Урала. Дело всё в том, что «новую Россию» XVIII-XIX века ковали на Урале именно хранители древнего благочестия, люди серьёзные, работящие и деловые. После разгона Екатериной Великой староверов в европейской части России, крупнейшие старообрядческие силы сплотились и сосредоточились на Урале, а именно в Невьянске. На это время (XVIII- первая половина XIX века) приходится расцвет иконописания. Тогдашние мастера считали себя последними хранителями византийских и древнерусских традиций, отвергая новшества Симона Ушакова, стремящегося к большей реалистичности изображения, а также не принимая декоративности и светскости «Строгановской иконы».
Невьянские иконы не спутать ни с чем - яркие цвета (в том числе непременный золотистый фон), изящные черты лиц и фигур, характерная графика... Невьянских икон на Урале сохранилось очень много, но они находятся в основном в музеях (например, Художественном музее Екатеринбурга) и частных собраниях. А вот в Никольской церкви, которая не разорялась при советской власти, сохранился полный комплект невьянской иконы на "родном" месте, в действующем храме.
Как часто ходит маршрутка до Бынег, мы не знали, расписание на остановке отсутствовало. Но нам повезло, мы прождали всего минут десять. Доехав до конечной остановки, мы сразу увидели церковь Николая Чудотворца (1789—1797). Она строилась как старообрядческая, хотя ныне принадлежит РПЦ. Посмотрите, у неё какая-то не совсем обычная архитектура. Здесь переплелись два стиля: ранний классицизм и позднее барокко. О барокко говорят малые купола с лучковыми фронтонами и вычурными шатрового типа завершениями. Однако главный купол на круглом барабане, цилиндрический верхний ярус колокольни, двухколонные портики дорического ордера – все это относится уже к классицизму. В оформлении использован образ солнца, а на колокольне вообще установлены часы. Внутри церкви тёплая, уютная и совершенно деревенская атмосфера с неярким освещением и сумбурным оформлением, включающим такие региональные особенности, как литой чугунный иконостас. В больших стационарных киотах находятся храмовые святыни – особо чтимая икона Николая Чудотворца и список с чудотворной иконы из Знаменской церкви Верхнего Тагила Знамение Пресвятой Богородицы. В храме мы не фотографировали, рассмотреть некоторые иконы было трудновато, но обстановка в этой глуши была приятной и какой-то домашней. Возможно, кто-то помнит, храм был показан в нескольких фильмах, снятых на Свердловской киностудии. Например, "Угрюм-река" или "Приваловские миллионы".
В XX веке ряды местных старообрядцев поредели, однако сохранилась единоверческая Казанская церковь (вторая половина XIX века) в странной вариации русского стиля. Мы прогулялись до нее мимо старинных деревянных домов с резьбой.
Мы собирались обедать в Екатеринбурге и волновались, часто ли в этой глуши ходят маршрутки, но также ждали немного. В Невьянске пересели на автобус и доехали до железнодорожного вокзала. Электричка была через полтора часа. Рядом находился автовокзал, через пять минут от него отправлялась «газель», и мы доехали на ней до Екатеринбурга. Это оказалась самая опасная часть нашей поездки – водитель нарушал скоростные ограничения, одновременно беседуя со знакомой девушкой на переднем сиденье. Впрочем, дорога была хорошая, позволяющая быстро ехать. Автовокзал в Екатеринбурге, на который мы приехали, как и железнодорожный, находился рядом с нашей гостиницей.
Так что съездить из Екатеринбурга в Невьянск и Быньги просто, недорого и интересно. Если вы вдруг оказались в Екатеринбурге – рекомендуем повторить наш маршрут.
Использована информация: Википедия, Невьянский краеведческий музей, Портал культурного наследия России, ЖЖ sergius-caesar, varandej.