«Хроники Азии. Мьянма. Баган.»

    О, Баган. День первый.

    Будучи на озере Инле, в Индейн, мы встретили русских туристов, которые уже завершали свое путешествие по Бирме. И на наш вопрос, что понравилось больше, они в один голос отвечали – БАГАН! Так что же такое – Баган?

    Сейчас это руины, занимающие огромную территорию, руины храмов и пагод, руины религиозных сооружений, большинство из которых было построено в период XI-XIII веков, когда Баган был столицей царства. Именно в Багане был Золотой век Бирманской империи. В 1057 король Аноратха овладел столицей монского царства и конфисковал древние рукописи, увёл буддийских монахов, художников и ремесленников, чтобы превратить Баган в культурный центр. Баган стал центром науки, религии и культуры, одним из крупнейших городов мира. Храмы и пагоды строились на протяжении двух веков. Сложно сказать сколько всего здесь было храмов. По некоторым данным до прихода монголов их было около 5 000. В 1287 Баганское царство было занято монголами. Этому предшествовало сражение, в ходе которого бирманская армия выстроила своих мощных боевых слонов. Но монголы начали стрелять из луков по глазам слонов, и те затоптали свою же пехоту. Город был разграблен, золотые пагоды ободраны, многочисленные религиозные реликвии были украдены. Баган пришел в упадок…

    Сейчас Баган как большая деревня, тут очень тихо, спокойно, лениво. После сумасшедшего Мандалая это было особенно заметно. Въезд на территорию Багана стоит 10 долларов с человека-туриста – все-таки это исторический объект.

    Немного передохнув в отеле после переезда, мы вышли в свет. Взяли напрокат два велосипеда и поехали изучать Баган. Но сначала три организационных момента: обмен валюты, завтрак и карта.

    Карту выдали в отеле, но довольно посредственную, поэтому ее лучше все же купить. Деньги в отеле не меняли, но охотно поменяли в крупном сувенирном магазине Shwe War Thein, с дороги имеется указатель на него. Курс хороший, сам магазинчик тоже неплохой. Позавтракали традиционным чикен-карри в какой-то местной кафешке без названия. Основной туристический центр старого Багана находится в районе храма Ананда – тут есть и кафе-рестораны, магазины типа почти супермаркет, сувенирные лавки и прокат лошадей-велосипедов. Пешком от отеля идти минут 20, на велосипеде – минут 7.

    В первый день у нас получился такой маршрут: Gawdapalin Temple - Mahabodi Temple – BuPaya Pagoda – Ananda Temple – Shwe San daw Pagoda.

    Храм Gawdawpalin

    Этот храм был самым первым от нашего отеля. Поэтому естественно мы начали с него. Gawdawpalin построен в 11-м столетии. Один из древнейших и почитаемых храмов Багана. Храм высотой 60м, квадратной формы, с каждой стороны помещены изображения Будды, всего их в храме 10. Храм имеет два этажа, но вход на второй ярус сейчас закрыт, в связи с тем, что сооружение очень древнее и второй этаж небезопасен. Запреты установили буквально пару лет назад. Раньше лазить можно было везде.

    Это был наш первый храм, первые Будды в Багане, поэтому осматривали мы его долго.

    Стоит отметить один неприятный момент – огромное количество народа везде! Причем не туристического народа, а именно местного. Хотя и туристического было тоже достаточно. Дело в том, что мы приехали в Баган в период школьных каникул и массовых отпусков, поэтому местных было, наверно, даже больше чем туристов. Их привозили целыми грузовиками, это все создавало толпу в храме, и портило все ощущения загадочности места.

    Храм Mahabodi
    Этот храм существенно отличается от всех храмов Багана. Он построен по образцу индийских храмов, в 13 веке. Весь украшен статуями сидячего Будды. Хотя некоторые ниши пустые – статуи Будд посбивали монголы во время взятия Багана. Кое-где виден новодел – статуи восстановлены.
    На территории храма милая бирманка рассказала нам основные правила поведения в храме: хочешь курить – кури, это можно, хочешь поспать, отдохнуть – ложись и спи, даже выпить можно, если хочешь, главное обязательно перед входом на территорию храма снять обувь и носки и не садиться ступнями к Будде, их надо или убрать под себя, или поставить на пол, а то неуважение получается. А так можно все, Будда не обидится. Хорошая религия – буддизм)

    На пути к БуПайя нас застал дождь, от которого мы прятались в этой безымянной пагоде, ну имя у нее наверно все же есть, только на нашей карте его не было. Местные же несмотря га дождь жили своей жизнью и занимались своими делами.

    Проехав поворот на БуПайю, мы наткнулись на еще одну «безымянную» пагоду, которая стояла просто посреди огородов. Здесь нас опять застал дождь. Вообще погода в первый день была пасмурной, но с одной стороны это плюс – не было сильной жары. Неизвестная пагода была вся украшена резьбой, по углам мифические животные и никого.

    Вернувшись чуть назад мы добрались, наконец, до БуПайи.

    БуПайя – старейшая из пагод Багана, первоначально она была построена 1162г, хотя по некоторым источникам сама ступа относится к третьему веку. Расположена она на берегу реки Иравади. Во время «землетрясения 1975 г. ступа рухнула в воду, но была полностью восстановлена. Это место также почитаемо у бирманцев, поэтому их тут было много. Также много было и магазинов, и попрошаек, и типа кафе. Но не все кафе, особенно те, что на самом берегу, вызывали у нас доверие…

    На берегу, около ступы, очень много лодочников, которые за вознаграждение катают по реке. Кстати, как вариант на Иравади можно встретить закат.

    Решив, что на сегодня нам храмов хватит, мы хотели отправиться в отель, тем более, что опять начинался дождь. Но сначала хотелось пообедать. Обедали в ресторане для туристов, прямо рядом с древними каменными воротами. Обед стоил 10 тысяч кьят на двоих, но ели мы пасту. По факту это оказались просто макароны, но после чикен-карри, макароны были хоть каким-то разнообразием.

    После обеда и дождик кончился, и желание смотреть пагоды снова появилось. И мы отправились в храм Ананда, про который нам рассказывал еще в поезде наш знакомый монгол.

    Ananda Temple
    Как гласит Lonely planet, если у вас совсем нет времени и вы можете осмотреть один-два храма в Багане, то один из этих храмов должен быть именно храм Ананда – самый большой, самый величественный, самый красивый и важный и почитаемый храм Багана. И действительно, это так. Храм занимает первое место в моем рейтинге храмов Багана. И это единственный храм Багана, куда мы приезжали дважды.

    Храм построен в 1090г. Он символически выражает бесконечную мудрость Будды. Его квадратный периметр (53 м каждая сторона) окружен стенами. Над ними возвышаются 17 ступ высотой до 51 м. Храм представляет собой классическое религиозное сооружение раннего Багана. На 900-летие храма в 1990 году ступы Ананды были позолочены. С каждой стороны к храму ведет длинная галерея. В центральной галерее, как водится, расположились торговцы сувенирами.

    В самом храме сотни статуй Будды: 4 тиковые позолоченные 9,5 метровые статуи в полный рост (только две из четырех статуй подлинные, а две другие всего лишь копии, оригинальные были утрачены во время пожара 1600 года) и сотни маленьких в нишах высоченных стен храма. Входы в храм закрываются огромными тиковыми дверями. Во время землетрясения 1975 года храм сильно пострадал, но был полностью восстановлен. Верхние ярусы храма для посетителей закрыты.

    Не смотря на огромное количество народа в храме, во внутреннем дворе людей практически не было. Здесь можно было спокойно посидеть на лавках, разглядывая каменные статуи, украшающие храм, наслаждаться тишиной и созерцать прекрасный мир вокруг. На территории храма предполагается наличие Free WiFi. Как он работает мы не проверяли.

    Тишину нарушали только удары в колокол. Кстати об этом. Практически в каждом крупном храме есть колокол (мы прозвали его почему-то бубном), в который надо трижды ударить на удачу или на желание. Поэтому ударить в бубен для нас было своеобразным ритуалом, без которого не обходилось ни одно посещение храма.

    Время близилось к закату, а закаты в Багане принято созерцать на вершине какой-нибудь пагоды. Самое популярное и ближайшее к нам место – пагода Shwe San Daw – Швезандо. Одна из немногих теперь пагод, куда можно забраться и посмотреть виды вокруг. Всего лишь 500 метров от храма Ананда до Швезандо. Дословный перевод пагоды – золотые волосы, так как именно волосы Будды были помещены в пагоду в качестве священной реликвии. Считается что это пагода архитектурная прародительница всех дальнейших ступ не только Багана, но и Бирмы.

    Когда мы приехали, народу уже было много… Подниматься надо было высоко наверх, по довольно крутой лестнице. Народ лез вверх наперевес с камерами и штативами. Сама терраса пагоды не такая уже и большая и не резиновая… По количеству профессиональной фото-техники да и вообще всяких современных гаджетов можно было устроить целую выставку. Я со своей полупрофессиональной зеркалкой нервно курила в сторонке. Такого количества фотографов в одном месте на одной пагоде я еще не встречала, ну разве что во время встречи рассвета в Ангкор Вате, но там и территория была поболее.

    А народ все прибывал и прибывал, на велосипедах, повозках, автомобилях…

    Но если отключиться от количества человеко-туристов на квадратный метр пагоды и посмотреть вокруг, то дух конечно захватывало. Пагоды, пагоды, пагоды, храмы, большие и маленькие, близкие и далекие, едва различимые на горизонте – какой-то космический и нереальный пейзаж. С закатом в этот вечер не повезло, весь день было пасмурно и дождливо, поэтому небо было затянуто облаками, солнце через них пробивалось лишь пару раз под восторженные охи-ахи туристов и сотни щелчков затворов фотоаппаратов.

    Когда солнце совсем село, все двинулись вниз. Мы же чтобы не создавать толпы, остались еще на вершине пагоды. Внизу стелился какой-то голубой завораживающий туман….

    О, Баган. День второй.

    На второй день мы решили взять повозку с лошадью и посмотреть дальние для нас храмы. Повозку сторговали за 15 тысяч кьят на весь день (16 долларов), и отправились к пагоде Швезигон, которая находится в пяти километрах от Старого Багана, практически в Ньянг У.

    Древние хроники свидетельствуют, что король Аноратха поместил налобную повязку Будды на спину украшенного драгоценностями белого слона и повелел: «Там, где слон преклонит колени, и будет построена ступа для хранения священных реликвий!» Так было определено место. В основании пагоды Швезигон вмурованы зуб, ребро и налобная повязка Будды. Пагода строилась двумя правителями 7 лет и 7 дней. В переводе она означает – Залог победы. Пагода представляет собой огромную позолоченную ступу с различными павильонами и галереями вокруг. Пагода очень почетаема среди местных, к тому же расположена не в археологической зоне, поэтому утром здесь были в основном местные.

    Они приносили Будде утренние дары и лакомства, молились и пели песни.

    Погода сегодня разгулялась, солнце светило ярко и золото в пагоде просто слепило глаза. Наше внимание привлекла небольшая лужица перед ступой, у которой толпился народ. Местные по очереди вставали на колени и смотрели что-то в этой луже. Как нам объяснили, именно в этом месте в отражении воды хорошо виден шпиль ступы.

    К пагоде, как водится, ведет галерея, в которой расположился рынок. Мы пошли по галерее, чтобы немного отдохнуть от солнца, которое сегодня отрабатывало и вчерашний день. В итоге в повозку вернулись с майками, тремя банками танаки, монетами и прочими сувенирами, избежать торговцев нам не удалось).

    Htilominlo Temple

    Храм расположен между Ньянг У и старым Баганом. Этот большой храм построен в виде ровного правильного квадрата в 1218 году королем, имя которого я не могу даже произнести, – королем Nantaungmya. Король воздвиг этот храм в Багане именно на этом месте, потому что в момент, когда его избрали королем среди других пятерых братьев, он находился именно здесь.

    Сняв обувь, мы зашли на территорию храма. Храм примечателен тем, что помимо статуй Будд (по четыре на каждом этаже с каждой стороны света) на его стенах сохранились также и фрески с изображением Будды. Проход на верхние этажи естественно закрыт.

    В храме мы застали группу молящихся монахов. Зрелище очень аутентичное и завораживающее.

    На внешних стенах храма сохранились резные каменные фигуры, но обойти храм вокруг и рассмотреть их было настоящей пыткой: красный кирпич храма был просто раскален под полуденным солнцем. Поэтому кое-как, проскакав на одной ноге, мы осмотрели лишь одну сторону храма.

    Сувениры-сувениры вокруг храма, здесь их было много: куклы, майки, колокольчики, картины….

    После Htilominlo Temple мы вернулись в центр Старого Багана, чтобы пообедать. По дороге я наблюдала за жизнью вокруг…. Баган – настоящая деревня, как Кало в Северной Бирме. Непонятные драндулеты, велорикши, повозки с лошадьми, туристы на велосипедах – каждый ехал по своим делам… А вокруг храмы, пагоды и ступы…

    Мы же приехали в ресторан Star Beans , основанный поваром, проработавшим 15 лет в отельных ресторанах. То есть по определению ресторан должен быть крутым и очень туристическим. И скоро должен войти в топ Lonely Planet.

    Белые скатерти на столах, живые цветы в белых вазах, имеется даже умывальник, где милая бирманка из серебряного кувшина польет вам на руки и предложит белое полотенце, чтобы вытереть руки. Красиво, но… не очень вкусно. Еда сильно европеизирована и пресна. Не смотря на разнообразное меню, ничего толкового, кроме чикен карри там не было. Вообщем ,заказали мы по чикен карри втридорога, принесли отварной рис и пресную куриную грудку. И все. Никаких тебе приправ, салатов и закусок. Муж есть это отказался и пошел в свою любимую местную кафешку, я же заказала десерт – запеченные бананы. Красиво, но очень приторно.

    Пока муж простаивал очередь с местными, чтобы пообедать, а очередь была приличная, я пошла посмотреть пагоду, которая находилась рядом с Star Beans. К сожалению, названия пагоды я не помню. Но она мне очень понравилась.

    Внутри никого не было, только я. Вся пагода резная, какие-то резные орнаменты, цветы и неведомые существа. Будда всего один и к нему вел зеркальный коридор. В пагоде было много тени, поэтому можно было спокойно погулять, без припрыжек)

    После нашего обеда, настало время обеда у нашей лошадки, поэтому мы вернулись на полтора часа в отель, прохлаждаться в бассейне.

    К середине дня я уже путалась в храмах и их названиях. Поэтому стала просто фотографировать таблички храмов (если они были). После обеда мы поехали к самому большому храму Dhammayangyi Temple. Построен в 1167 году королем Наратху. Храм виден из любой точки Багана, настолько он большой. Внутри храма огромные длинные темные коридоры с высокими сводами. Будды здесь не такие как везде – не золотые, а цветные. В храме много разных резных окошек, входов и выходов. Вообщем, красивый храм.

    В одном месте была открыта лестница наверх. Несмотря на запрещающую табличку, мы туда полезли, но ничего интересного, кроме тысячелетнего мышиного дерьма не увидели.. а лезли-то босиком....

    Время близилось к закату. Ямщик предложил нам встретить его на пагоде Швезандо, но мы там уже были, поэтому он привез нас в какое-то другое место, название которого я не запомнила…

    Мы приехали рано, народ к просмотру заката еще только собирался, поэтому места мы заняли козырные, в партере. Это был двухэтажный мини-храм естественно с Буддами. Чтобы пройти наверх и занять лучшие места надо протиснуться вот в такие узкие башенки.

    Наверху местные детишки уже ждали туристов с открытками и «пейнтин». А про «пейнтин» я не рассказывала? Вообщем, это картины из песка: делается набросок на куске ткани, потом покрывается клеем, потом по линиям рисунка посыпается песком и потом добавляют краски. И пейнтин, то есть картина, готова! Мотивы картин одинаковые, как и текст торговцев. Они сначала просят just look, just look, потом рассказывают что в Бирме 8 дней недели, что среда делится на два дня и вот это изображено на картине. Еще показывают пейнтин с чудищами и мутантами слонов и других животных и далее идет рассказ о том, что стоит картина всего 8-10 долларов. Один-два-три раза это послушать можно, но потом «пейнтин» стал напрягать.. Кстати пейнтин мы естественно купили, но до Москвы моя картинка не доехала… где-то я ее потеряла(((

    К слову сказать, дети на этой пагоде оказались ненавязчивыми, поняли, что мы уже сами знаем многое про пейнтин, поэтому просто улыбались в камеры.

    Тем не менее, солнце медленно садилось, к храму торопились автобусы и сотни повозок, велосипедисты бросали свои велики, толком не припарковав их, снимая обувь на ходу. Все бежали смотреть закат. С закатом сегодня повезло. Как и с видами вокруг.

    О, Баган. День третий.

    На третий день пребывания в Багане, пагоды, храмы и Будды уже настолько приелись и не вызывали такого дикого восторга, что мы просто взяли велики и катались по Багану без четкого маршрута, заезжая лишь туда, где нам было интересно. Я уже не кидалась от пагоды к пагоде, пытаясь сфотографировать все-все-все храмы со всех-всех-всех сторон, все статуи и каждого Будду. И именно этот день был самым интересным, мы посетили самые красивые пагоды Багана с потрясающими видами.

    Храм Татбинью, был последним крупным храмом Багана, который мы не охватили в предыдущие два дня. Надо добить обязательную программу. К храму мы подъехали не с главного входа, а с бокового. У главного было слишком много торговцев. Я только мельком заглянула внутрь храма. В принципе ничего нового, ну кроме статуй Будды. И это была моя роковая ошибка, из храма за мной увязались продавцы драгоценных камней. Ruby, ruby, ruby – как заговор шептали они, преследуя нас, пока мы обходили храм вокруг.

    Мне вспомнилась Камбоджа, где тоже торгуют дешевыми драгоценными камнями, в основном сапфирами. Тамошний торговец, чтобы доказать подлинность своих камней по 20 долларов, жег их специальной горелкой. У нас даже сложилось выражение «пойдем стекляшки жечь», значит, пойдем ювелирку посмотрим. Бирманские торговцы предлагали естественно рубины. Но здесь они не имели под рукой газовых горелок, поэтому просто клали камни на кирпич и со всей силы колотили по ним другим кирпичом, доказывая, что это не стекляшки. Так у нас сложилось еще одно выражение «пойдем стекляшки колотить». Стоимость рубинов начиналась от 100 долларов и стремительно падала до 10.

    Вокруг Татбинью очень много пагод и ступ. На одну такую ступу можно было залезть, что я и сделала. Как обычно надо разуться, как обычно ступа стоит на солнцепеке и естественно сделана она из красного кирпича. Но виды красивые.

    Со ступы очень хорошо виден Татбинью, самый высокий храм Багана между прочим – 61 м. Хорошо видны ярусы храма. К сожалению, храм сильно пострадал во время землетрясения, поэтому, как практически везде, доступ на верхние ярусы в Татбинью закрыт.

    Зато доступ открыт в соседнем храме с невыговариваемым названием Shwegugyi, что в переводе значит Большая Золотая Пещера. Храм построен всего за семь месяцев. Внутрь храма мы уже не заходили, ничего кроме Будд, цветов и картин мы бы не увидели. Интересовал нас исключительно второй ярус. И он не разочаровал. Виды вокруг открылись какие-то неземные. Будто с другой планеты. Ступы, пагоды, зеленый ковер из деревьев и кустарников, местами с малиновыми пятнами от цветов. И насколько хватит взгляда, торчат ступы. И как великаны среди этого возвышаются основные храмы Багана, которые мы посетили за эти три дня.

    Сам храм красивый, с башенками по углам, украшен декоративными зелеными плитками и каменной резьбой.

    Дальше мы решили поехать в сторону Нового Багана. В той стороне, как нам сказали встреченные на одной из пагод русские туристы, находится самая красивая пагода Багана, просто самое-самое крутое место. Как она называется, они не помнили, на нашей карте ее не было, но они показали ее примерное расположение. И вот мы поехали в сторону Нового Багана в поисках неизвестной, но очень красивой пагоды.

    По дороге остановились у Manuha temple. Этот храм построен пленным королем монов Манухой. Мануха был пленен во время нашествия Бирмы на королевство монов Татон. Тогда монское королевство было разграблено и уничтожено. Древние буддийские реликвии и рукописи вывезены в Баган, также были вывезены ремесленники и монахи, чтобы построить новый культурный, духовный и религиозный центр. С этой же целью был пленен и сам король монов. Его привезли в Баган на особом положении, и даже разрешили построить храм. Храм интересен тем, что в маленьком помещении лежит огромный Будда. Еле-еле помещающийся в тесное пространство храма.

    Перед храмом стоит некий золотой чан, видимо для каких-то своих религиозных целей. Но что это за чан нам, после трех дней полного погружения в пагоды и ступы, было уже неинтересно.

    Сразу после храма мы свернули с дороги на грунтовку и поехали по пересеченной местности в поисках пагоды. Ехали долго, часа полтора. На нашей карте были отмечены какие-то дороги, а какие-то не отмечены. Дорогу пытались спрашивать у местных, мол, где тут beautiful pagoda, но так как пагод тут много, местные отсылали кто куда. Но мы упорно ехали дальше.

    И вот на горизонте появилась что-то красно-золотое. Подъезжая ближе, это красно-золотое приняло очертания пагоды. Без сомнения, скорее всего это именно та wonderful pagoda, которую мы ищем. Пагода называлась Dhamma-ya-zi-ka.

    Разувшись перед входом на территорию, мы прошли. Внутри естественно Будда. Небольшой, скромный, но в цветах.

    По крутой, длинной и очень горячей лестнице мы поднимаемся наверх. Это была самая моя сложная лестница. Солнце стояло в зените и нагрело кирпич так, что я скакала мелкими перебежками от тени к тени, потому что только там можно было наступить на кирпичи.

    Но, то что открылось нашему взору, когда мы поднялись, стоило всех поисков и потраченных сил. Не передаваемо словами.

    Пагода стоит далеко в стороне от всех основных храмов Багана, поэтому с нее нам открылся весь Баган. Все увиденные и посещенные за эти три дня храмы и ступы. Отсюда виден весь масштаб Багана. Везде, куда достает глаз, везде пагоды, пагоды, пагоды. Их действительно тысячи. И хорошо, что мы посетили ее в последнюю очередь, она стала как бы итогом всего Багана.

    Баган часто сравнивают с Ангкором в Камбодже. Мне сложно сравнить их. Они разные. Баган поражает своими размерами и количеством храмов и пагод. А Ангкор – своей затерянностью в джунглях. Да и туристический поток поставлен на разных уровнях. Пока добраться в Баган сложнее.

    Сама пагода необычна, она красно-золотая, таких в Багане мы не видели. Пагода украшена различными фигурами и мифическими статуями, а вокруг скачут белки. А внизу как ковер растут малиновые кустарники, которых тут в Багане очень много.

    Мы довольно долго сидели на вершине пагоды в тени. Отдыхали и наслаждались Баганом. Завтра мы улетаем в Нгапали. И даже если это была не та пагода, о которой нам рассказали соотечественники, то Dhamma-ya-zi-ka без сомнения лучшая из пагод (не храмов), которую просто необходимо посетить.

    В Багане есть еще один интересный храм, о котором я не рассказывала. Названия я не знаю, но найти его легко, он находится у дороги с правой стороны прямо перед центром старого Багана, если ехать из Ньянг У. Храм очень примечателен, мимо не проедете. Он украшен статуями обезьян, слонов и Будды.

    Третий закат в Багане мы решили смотреть на реке. Мы поехали в сторону пагоды Бу-Пайя, где очень много кафе. В одном из таких кафе, заказав чикен-карри, мы наблюдали за закатом над Ирравади. Подходил к концу еще один этап нашего большого бирманского путешествия. И Баган – его главная жемчужина.

    5
    О стране «Мьянма»

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (3)

    Koldynnoga (25.04.2014 07:07)
    Общение этого пользователя заблокировано администрацией сайта!
    [quote][b]Koldynnoga[/b]
    очень интересно!где черпали инфу про каждую пагоду?[/quote]

    Lonely Planet на англ языке. Вообще информации было мало. Сейчас в интернете ее побольше. Не знаю, появились ли путеводители по Бирме на русском языке или нет.
    Фото подпишу сейчас)
    Koldynnoga (25.04.2014 15:52)
    Общение этого пользователя заблокировано администрацией сайта!

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться

     
    Найти ближайшее турагентство: Москва, Подмосковье, Санк-Петербург, Россия, Украина