«Хорватия»

    Брела, Башка, Ursic и etc.

    Второй раз для нашего летнего отдыха с ребенком мы выбрали Хорватию и уютную Брелу. В связи со стесненными финансами, мы уже не могли позволить себе двухкомнатные апартаменты с огромной террасой на вилле Филиппович и забронировали через два дома от Филиппович однокомнатные апартаменты с балконом на вилле Урсич (Ursic). По месту положению и обустройству апартаменты были ничуть не хуже чем на предыдущей нашей вилле – балкон с видом на море и мини-кухня с необходимой утварью присутствовали, разница только в цене и в том, что комнат было не две, а одна. Но надо отметить, что апартаменты, хоть и на первой линии, но построены чуть выше по уровню моря от пляжа. К пляжу от виллы ведет лестница, примерно как два этажа. Поэтому если ваш номер находится на третьем этаже виллы, то до пляжа фактически будет пять этажей. Я уже писала о том, что Брела очень гористая, и поэтому, если при обычных условиях расстояние до пляжа 100 метров – это немного, то для Брелы это может означать 100 метров вверх по лестнице. Если вы молоды и красивы, то это пустяк . А если с вами малый ребенок, коляска и бабушка… то первых двух тащить по лестнице вверх будет тяжело, да и бабушке тоже будет нелегко. Вообщем, мы были на третьем этаже. А от пляжа на пятом.

    В самой Бреле и соседней Башке Воде ничего не изменилось. Вообще ничего. Те же мясница, рыбарница, рынок и продуктовые магазины в Башке Воде, где мы закупались. Те же любимые рестораны и пляжи в Бреле. Те же сосны. Подробно об этих курортах на Макарской Ривьере уже было, поэтому не буду повторяться. Почитать можно тут.

    Так вышло, что я прилетала в Брелу не через ближайший Сплит, а через Дубровник. Попала под какую-то акцию Аэрофлота и схватила выгодные билеты. Выходило гораздо дешевле, чем через Сплит, плюс Дубровник можно посмотреть. Добраться из Дубровника до Сплита можно на автобусе, который ходит довольно часто и преодолевает расстояние примерно в 200 км за три часа. Расписание я не помню, но автобусы ходят регулярно. Это могут быть не только автобус Дубровник-Сплит, но и другие города через Сплит и Брелу. Единственный минус, что автобусы на Брелу отходят от автовокзала. Шатлбас из аэропорта идет до центра города. Автовокзал и центр города – это не одно и тоже.
    Между ними еще приличное расстояние. В этом плане Сплит удобнее: морской вокзал, автовокзал, ж/д вокзал и старый город, куда прибывает шатл, – все в одном месте. Поэтому от аэропорта Дубровника до Брелы фактически получается три автобуса, это если совсем своим ходом. Итоговая стоимость переезда из Дубровника до Брелы – 153 куны (35 кун – шатл из аэропорта, 18 кун – автобус по городу до автовокзала, 100 кун – Дубровник-Брела). Но у меня был немного другой маршрут.

    Дубровник.

    Рейс аэрофлота прибывает в Дубровник в 7-30 утра. Довольно рано. Зато есть весь день для осмотра города. На шатлбасе за полчаса доезжаем до центра города. Конечная остановка шатла как раз у центрального входа в старый город - у ворот Пиле, что напротив туристического центра информации. Там меня уже ждала сестра, которая приехала из Брелы на арендованном автомобиле, совместив приятное с полезным.
    Дубровник – жемчужина Хорватии и Адриатики, древний культурный центр Далмации. Он основан в 7 веке как город Рагуза. Старый город стоит на крутом утесе над морем и обнесен высокой крепостной стеной. В разные времена город был и под Римом, и под Венецией, и под Австрией, и под Францией, бывал и свободным городом, но всегда был именно хорватским городом и после второй мировой войны вошел в состав Хорватии.

    Через ворота Пиле, которые стоят на этом месте еще с 7-10 веков и которые до сих пор поражают своей фортификационной мощью, мы попадаем в старый город Дубровника, к Большому фонтану Онофрио. Именно он первым встречает посетителей города.
    Фонтан построен в 15 веке итальянским архитектором Онофрио дела Кава, который провел водопровод от питьевого источника в город и увенчал конец этого водопровода питьевым фонтаном. К слову сказать, водопровод работает до сих пор. и у фонтана всегда многолюдно.

    Даже самый плохой путеводитель с минимальным количеством «places to sightseeing» говорит о порядка 20 обязательных к посещению мест в Дубровнике, не зря же ЮНЕСКО включила этот город в список мирового наследия. Это много не только для одного дня, но и для двух и даже трех. Поэтому решаем не спешить, а неторопливо позавтракать и продумать наш маршрут. Традиционный завтрак для меня в Хорватии – бела кава (кофе с молоком) и крем-шните (хорватское пирожное), о которых мечтаешь целый год после первой поездки.

    Выделив для себя городские стены, Княжеский дворец и Францисканский монастырь, как основные места, которые хотелось бы посетить, мы двинулись в путь.

    Францисканский монастырь находится слева при входе в город через ворота Пиле. Монастырь основан в 14 веке и является действующим мужским монастырем до сих пор. Вход в монастырь свободный, в некоторых помещениях монастыря находятся музеи – в них вход платный, а в некоторые помещения и кельи попасть могут только францисканцы. Монастырь интересен своим красивым собором, очень старой больницей, которая ныне музей, аптекой, работающей до сих пор, и тихим прохладным внутренним двориком, где можно отдохнуть от жары, которая уже набирала свои обороты.

    Улица Страдун - главная улица старого города, она идет от ворот Пиле к противоположному концу города и выходит к старой гавани. От старой гавани, кстати, отходит множество прогулочных кораблей по Адриатике и на соседние острова. Особенно популярным является остров Локрум – практически нетронутый цивилизацией остров с уникальной флорой и фауной, с павлинами и королевской гаванью. Но, к сожалению, нам не хватило времени на Локрум. Слишком поздно я узнала о нем. Иначе бы обязательно продумала наш маршрут так, чтобы мы захватили и его посещение, ведь количество восхитительных отзывов об этом месте зашкаливает.

    Тысячи туристов ежедневно до блеска полируют вековые булыжники улицы Страдун, изучая старый Дубровник. Заканчивается улица площадью Ложа с городской Ратушей, дворцом Спонца, где ныне расположен городской архив, малым фонтаном Онофрио и церковью святого Власия. На площади Ложа, так же как и у ворот Пиле, всегда полно народа. Здесь часто выступают местные музыканты и ансамбли. Туристы отдыхают от городской жары на ступенях церкви св. Власия. А малый фонтан Онофрио, как и его большой брат, дарит городу живительную влагу вот уже не одну сотню лет.

    Святой Власий (Святой Влахо), которому посвятили один из главных соборов города – небесный покровитель Дубровника. Согласно легенде, в 10 веке святой явился одному священнослужителю и рассказал о коварных планах венецианцев, давних врагов Дубровника. Они как раз остановились у стен города, чтобы пополнить запасы пресной воды, но на самом деле планировали напасть и захватить город.

    Священнослужитель рассказал свое видение городскому совету, и атака была во время отражена. А святой Власий стал небесным защитником Дубровника, в его память в городе каждый год проводят празднования. Заглянув в церковь св. Власия, где у алтаря находится позолоченная статуя святого с моделью Дубровника в руках, мы свернули направо. Наша цель Княжий Двор или Княжеский дворец.

    Каждый месяц во времена Дубровницкой Республики из городской знати выбирался князь, который правил городом. Он заселялся в построенный для этой цели дворец, на входе которого высечены слова «Забудьте личное, думайте о государстве», и управлял городом. Причем покидать дворец по личным делам строго запрещалось, только по городским. Здесь же во дворце хранились ключи от города, которыми он закрывался на ночь. Сейчас во дворце городской музей, к осмотру доступны покои князя, его кабинет, зал для посещений, суд и т.д.

    Фотографировать во дворце нельзя, а вот во внутреннем дворике можно. Стоимость билета на взрослого 70 кун (примерно 10 евро), но нам продали два студенческих билета по 25 кун.

    А на стене эта фишка не прокатила, кассир оказался строгим и требовал студенческие билеты, которых, естественно, не было. Поэтому, скрипя сердцем, мы взяли полные билеты по 70 кун, хотя, мне кажется, что эта стоимость билетов явно завышена. Но Дубровник под защитой Юнеско, а все, что под защитой – стоит дороже. Вход на городские стены находится у ворот Пиле, и отсюда мы вновь начали осмотр, только теперь свысока. Городские стены были главным пунктом нашей программы в Дубровнике, так как отсюда город и его знаменитые черепичные крыши видны как на ладони. Фонтан Онофрио, Страдун, Башни монастырей и соборов, пушки, Адриатика, остров Локрум, сторожевые башни стен, каменные пляжи Дубровника и крыши-крыши-крыши. Визитная карточка Дубровника – черепичные красно-коричневые крыши.

    Но теперь, по имеющемуся опыту, могу сказать, что начинать нашу прогулку по городу надо было со стен пока силы свежие и солнце не палящее, потому что маршрут оказался не из легких. Два километра (а именно такая протяженность городских стен) да под палящим солнцем да в конце экскурсионной программы выдержать можно наверно только из большой любви к искусству))))

    Еще по дороге из аэропорта в город, я заприметила небольшую смотровую площадку. Так как мы на машине, то я очень хотела туда поехать. Поэтому, закончив нашу обязательную программу, мы пошли к стоянке, где оставили автомобиль. Стоянки в Дубровнике делятся по зонам и цветам. Самые дорогие, естественно, вблизи старого города. Мы оставили машину то ли на 3 или то ли на 4 зоне по 5 кун в час, соответственно первые две зоны еще дороже. Но платить обязательно и в начале стоянки, положив чек под стекло, просто так машину бросать и оставлять не стоит. Знаю случаи о штрафах за неоплаченную парковку в Дубровнике в сто евро, которые хозяин арендной машины обязательно Вам предъявит через пару дней.

    Об аренде. Машину пригнали из Макарски, в Бреле аренды не нашли. Шевроле Лачети на механике с климатом на три дня стоит 160 евро. Бензин стоит 10 кун за литр. Права наши обычные. В принципе ничего сложного. От Брелы до Дубровника платных участков дороги нет. И обязательно, если вы едете в Дубровник, надо брать паспорта, так как кусок дороги идет через Боснию и Герцеговину. Никаких виз не требуется, если вы едете транзитом в Дубровник, но паспорта на контроле смотрят. Хотя опять же знаю случаи, когда народ позабывал паспорта, но их пропустили так. И туда, и обратно. Сама дорога очень живописна, так как идет вдоль моря и мимо Бачинских озер рядом с Плоче.

    Трогир

    Все, что можно было посмотреть общественным транспортом в ближайшем радиусе от Брелы, мы посмотрели еще в прошлом году. Но в этот раз у нас была машина, и поэтому мы отправились в Трогир, куда я очень давно хотела попасть В принципе в Трогир можно попасть из Брелы и автобусом. Брела-Сплит и Сплит-Трогир, или если повезет сесть на междугородний автобус, который идет через Трогир. Автобусное сообщение в Хорватии развито очень хорошо. Мы даже до Плитвицы в прошлом году планировали автобусами ехать, но решили, что экскурсией проще и гораздо быстрее.

    Трогир – небольшой городок в 30 км от Сплита, и примерно в 80 км от Брелы. Это очень старый город, он основан греками еще в третьем веке до нашей эры. Находится Трогир на острове между материком и другим островом Циово. С материком он соединен маленьким перешейком. Старый город занесен в список Юнеско и особо охраняется, как всемирное культурное наследие.

    Трогир успешно развивался, но всегда был в тени Сплита. И как мне показалось, Трогир – это маленький Сплит, только на острове. Вообще после Сплита в прошлом году и Дубровника в этом, честно скажу, ничего нового в Трогире я не увидела..Те же стены и ворота в город. Узкие улицы. В переулках кафе и рестораны. Главная площадь города с городской ратушей, собором, городским музеем, дворцом. Только все меньше, уютнее и гораздо малолюднее. Именно из-за того, что мы в одиночестве гуляли по переулкам и закоулкам города почти час, не встретив никого, Трогир мне понравился не меньше. Сплит больше, Дубровник – масштабнее и нависает над морем, а Трогир уютнее. Вот такие ассоциации.

    Но не стоит полагать, что в Трогире нет никого, весь народ тусуется на красивой набережной города.

    Главная площадь старого города носит имя Иоанна Павла второго. Из интересного на площади это: Лоджия суда, где вершилось правосудие, Башенные часы с необычным нежно-голубым циферблатом, Дворец Чипико и собор св. Лаврентия. Во дворце Чипико жила самая знатная и влиятельная семья города, династия которая правила Трогиром около трехсот лет. Сам дворец мрачный и готический, но с резными окнами и балконами. Башенные часы когда-то были частью церкви, но от нее остался только купол, который теперь украшает часы.

    Собор св. Лаврентия ничем не отличается от других соборов кроме одного, своих резных ворот. Ворота носят мистическое название «Портал Радована» (по имени автора) и украшены разными фигурами людей и двух львов по бокам.

    В Трогире обязательно надо забраться на колокольню. Это там же, на площади, где вход в собор святого Лаврентия. Стоит посещение 25 кун. Но можно посмотреть на город с высока и убедиться, что ты на острове. Я вообще люблю смотреть на города свысока.

    Омиш

    У нас оставался еще третий день аренды машины, чтобы не терять его, мы решили отправиться в Омиш и в ущелье Цетины. Вообще в Омише мы были еще в прошлом году и все уже там видели. Но из-за ребенка мы не хотели удаляться от Брелы дальше, чем на 100 км, поэтому многие интересные места Хорватии отпадали, особенно жаль, что не попали на водопады Крка. И мы снова отправились в Омиш, погулять по старым улицам города и вкусно поесть в местных конобах. Ведь самые вкусные и дешевые рыба и морепродукты только в Омише.

    Старый Омиш не изменился никак. Здесь наверно сотни лет ничего не меняется. Быстроводная Цетина, также как и в прошлом году, как и сто лет назад, и двести, впадает в Адриатику. Те же старые мощеные улочки старого города, над которым возвышается пиратская крепость Мирабелла. Только вот винной лавки, где в прошлом году мы покупали очень вкусное домашнее вино, больше нет… А любимый ресторанчик «Мило» на месте.

    После обеда мы решили все же посмотреть что-нибудь новое в Омише и поехали вверх по течению реки Цетины. Хорватская река Цетина берет свое начало на склонах Динарского нагорья и несет свои воды в Адриатическое море. Воды реки настолько быстрые, что в ее русле построено несколько гидростанций. А ближе к Омишу, река пробивается через горный массив Биоково, образуя на своем пути Цетинское ущелье, водопады и пороги, которые и представляют интерес для туристов и желающих сплавиться по реке. У нас желания сплавляться не было, а вот посмотреть было интересно. Дорога по ущелью очень живописна. Есть что-то вроде стоянок для автомобилей, чтобы насладиться красотой хорватской природы. В месте, где заканчивается рафтинг обустроена большая зона отдыха с кафе.

    Ночной Дубровник

    Отпуск, как обычно, пролетает незаметно. И вот утром у меня уже самолет на Москву. Вылет из Дубровника очень ранний, в аэропорте надо быть уже в шесть утра, поэтому мы едем в Дубровник заранее и с ночевкой.

    От Брелы, как я уже говорила, ходит очень много автобусов на Дубровник. Стоимость 100 кун с человека. Автобус идет порядка 3-4 часов, делая одну большую остановку в Боснии и Герцеговине на кофе-брейк. Автобус прибывает на автовокзал Дубровника, от которого до старого города, где я забронировала себе через букинг комнату, надо проехать три остановки за 18 кун.

    Комнаты в Tina Apartments разбросаны по старому городу. Это не отель в классическом понимании, в одном здании с ресепшн и тд. Это несколько комнат в разных частях города, куда вас проводит или сама хозяйка, или ее дочка, девочка лет шести. Нам досталась довольно большая и очень милая комната в одном из многочисленных и на удивление зеленых переулков Дубровника, который спускался сразу к улице Страдун. Всем известно, что Дубровник называют каменной летописью истории, ведь он полностью вымощен из камня: улицы, дома, площади, переулки – все вымощено камнем, без единого намека на землю, деревья или хотя бы кустик. А вот переулок, где нам предстояло ночевать, напротив, был весь уставлен цветами и целыми деревьями в горшках.

    Комната оказалось настолько душевной и милой, что хотелось пожить тут подольше. Особенно порадовали какие-то мелкие детали, которые сложились в невероятный колорит. Например, гитара на шкафу. Или плетеная обувница при входе. Или многочисленный текстильный декор: покрывало, подушки, шторы, скатерти. И при этом комната действительно большая для старого города и с большой ванной.

    Хозяйка апартаментов для обеда порекомендовала нам пиццерию Olivia, где готовят самую вкусную пиццу Дубровника и варят самый вкусный кофе, по ее словам. Находится пиццерия в одном из переулков рядом с площадью Ивана Гундулича – хорватского поэта.

    В первый наш визит, мы обошли стороной эту площадь. А зря. Наряду с площадью Ложа, площадь Ивана Гундулича является жемчужиной Дубровника. Площадь многолюдна всегда и в течение дня меняет свое предназначение. Утром – это рынок, один из самых старых в Хорватии. Здесь можно купить продукты местного домашнего производства: вино, инжир, овощи, фрукты и тд. Днем рынок сворачивается, и близлежащие рестораны выставляют свои столики, приглашая гостей освежиться прохладительными напитками в жаркий полдень. А вечером эти же кафе и рестораны зажигают свечи, создавая романтику на площади.

    К утреннему рынку мы опоздали, а вот днем с удовольствием погуляли по площади. Из примечательного на площади: Памятник Ивану Гундуличу, построенный на средства горожан как дань уважения поэту. Напротив памятника находится один из самых дорогих и старых отелей Дубровника The Pucic Palace. В конце площади на возвышении находится собор Вознесения Девы Марии, к которому ведет живописная лестница. Лестница, кстати, стала очень знаменитой после пятого сезона Игры престолов, именно от нее шла обнаженная королева Серсея к Красному замку.

    Погуляв по площади, мы отправились к фуникулеру. Однако, в этот день из-за сильного ветра cable-car не работал. Также я хотела проверить расписание шатлбаса, остановка которого находится как раз у станции фуникулера. Хотелось быть уверенной в утреннем рейсе автобуса в аэропорт.

    Пока мы гуляли по городу, на улице стемнело. Жара спала. Туристы с однодневными экскурсиями разъехались по отелям на побережье. И город изменился. До неузнаваемости. Ночь его изменила. Я очень рада, что мне выпал случай переночевать в Дубровнике. Ночной Дубровник – это что-то потрясающее, и чтобы это почувствовать, надо переночевать в стенах старого города хотя бы ночь, всего одну. Когда жара спадает, толпы туристов исчезают, зажигаются огни города, город пронизывается совсем другой атмосферой. И так приятно просто погулять по мощеным улицам старого города, присесть в каком-нибудь ресторанчике и потягивать сухое белое, наблюдая за городом.

    А если вернуться к большому фонтану Онофрио, можно наблюдать забавную картину (или даже поучаствовать). Туристы по очереди с разбега пытаются запрыгнуть на камень, торчащий из стены, и удержаться на нем. И почти никому с первого раза это не удается, только одной местной девочке, которая в перерывах между попытками гостей города, показывает свое мастерство. Со стороны это выглядит очень смешно, люди по очереди с разбега бегут на стену. Секрет камня в том, что он имеет скошенную и очень гладкую поверхность, и забраться на него, а тем более удержаться сложно. Только с разбега можно на пару секунд удержаться на камне. А тем, кто продержится, надо загадать желание и оно обязательно сбудется. Например, вернуться еще раз в Дубровник.

    5
    О стране «Хорватия»

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (5)

    Xsana (Москва) (29.11.2015 21:36)
    Димыч (Москва) (30.11.2015 11:41)
    эх, хорошо... очень бы хотелось вернуться в Хорватию как-нибудь... Крохотная, а сколько всего интересного!!!
    Римма (Вязьма) (02.12.2015 11:39)
    Интересный и полезный отзыв. Спасибо.
    Irina (Москва) (02.12.2015 14:12)
    Сколько же интересных городков в Хорватии!!! И мест красивейших масса!!!! Дааааа, нужно обязательно туда вернуться!!!!!!!!!!!!!! Спасибо большое, Валентина, за рассказ!!! А ночной Дубровник, и правда, завораживает!

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться

     
    Найти ближайшее турагентство: Москва, Подмосковье, Санк-Петербург, Россия, Украина