Ну, не могу писать коротко. Прощения просим :-). Написать сухо и по-деловому о плюсах и минусах отелей и прилегающих территорий – это скучно. Ведь путешествие – это, прежде всего эмоции. И ими хочется поделиться…
Часть 1. Куала-Лумпур – первое знакомство
«…Билеты до Куала-Лумпура стоят что-то около 30 тыс., лечу Emirates». Это стало ключевой фразой Ани. В отпуск я не собирался, тем более на дворе столь неопределенное кризисное время. Но Emirates и цифра, которая в итоге оказалась 28 тыс. руб., сразили меня наповал. Хочу! Еду!
Делать все собирались сами: бронировать гостиницы, проложить маршрут и составить развлекательную программу. Начали делать все где-то за 2 недели. План получился достаточно запутанным. Общий срок поездки у меня получился 10 дней, Аня едет туда раньше, так как основная цель поездки - конференция, поэтому пробудет там 14 дней, туда летим, ясное дело, отдельно, там встречаемся. Ok, вылет в пятницу 13-го (очень мило, не правда ли) марта, прилет 14-го днем, в КЛ тусуемся до 16-го, и в полдень отъезжаем в Сингапур, там у нас сутки, так как уже 17-го вечером улетаем на о. Пенанг обратно в Малайзию, 21-го с утра обратно в КЛ, где проводим еще один день, и в 2.10 22-го числа вылетаем домой… Изначально вместо Пенанга я хотел лететь на Лангкави, но 17-го ничего из Сингапура туда не летело, а лишаться одного дня на берегу океана очень не хотелось. Лангкави обещал мягкий песок и шикарные пляжи, но отсутствие развлечений, Пенанг – большое количество достопримечательностей, громадный выбор ресторанов и т.п, но не очень хороший океан: типа водичка грязновата (из-за песка) и заметное количество медуз. Ну, выбора в итоге не оставалось, едем на Пенанг.
Гостиницы – Shangri-la в КЛ, Ренессанс в Сингапуре и East&Oriental на Пенанге. С особой тщательностью выбирали последний отель. Хотелось что-то камерное, небольшое, и с доступом к морю, раз уж приперлись к нему. Остров же предлагал в основном гостиницы-громадины по 30 этажей, да и о море рядом чаще всего не упоминалось. Наш же E&O отель (5 звезд), построенный в колониальном стиле, имел всего 4 этажа, море было рядом. Правда, как выяснилось, наличие море не означает наличие пляжа :-( . Всего 101 номер, судя по фотографиям, классический стиль оформления номеров, и площадь их достаточно большая. В общем, симпатии к нему выразили уже при бронировании, и ожидания были большими.
Программа пребывания была на мне, я в меру тщательно ее прорабатывал: «ага, значит, в КЛ в обязательном порядке надо посетить башни-близнецы Петронас, сады бабочек, орхидей и олений, благо, три последних находятся в одном и том же месте, если останется время, то можно посетить пещеры Бату, ну и погулять по городу, конечно». Сингапур: «так, здесь океанариум надо посмотреть, остров Сентоза, фуникулер, парк орхидей, и очень-очень хочется посмотреть, что это такое за ночной зоопарк, надо обязательно записаться на экскурсию, раньше, кажется, о таком слышать не приходилось», ну, а по Джорджтауну (Пенанг) вообще куча информации листов на шесть убористым шрифтом, ходи сколько можешь.
Да, перед бронированием билета на Emirates зарегистрировался в системе skywords, которая представляет собой систему бонусных карт ряда авиакомпаний. Главное преимущество для меня здесь, как оказалось, не накопление баллов, я все-таки не так часто летаю, чтобы суметь их потратить, а то, что, имея ее, я могу забронировать конкретное место в самолете, на котором хочу сидеть во время полета, и не зависеть в итоге от случая, который забросит тебя совсем не туда, куда тебе бы хотелось. Всем советую ее сделать, если будете лететь этой компанией, она того стоит, тем более что бесплатно ведь.
Я обожаю Emirates, несмотря на их кусачие цены. Такой комфорт, столько фильмов, музыки, игр на выбор, камеры видеонаблюдения спереди, снизу и пр., возможность забронировать себе меню в бесчисленном количестве вариантов (ну, про возможность позвонить по телефону с неба говорить не буду, это слишком дорого, чтобы стоило отмечать как значимое преимущество). Может быть, я не достаточно критично отношусь к ним, и их есть за что покритиковать, но я, если честно, не нашел.
Полет до Куала-Лумпар через Дубаи. Свободное время до посадки на второй самолет – 3,5 часа бродил по дьюти фри. Неспешным шагом прошелся от конца 3-го терминала до начала первого, что заняло более 40 мин в одну сторону, куча магазинов, гейтов, кафешек, много народу. Все-таки очень интересно смотреть на людей, улетающих в самые отдаленные места планеты. В одни ворота идут те, кто летит до Сиднея, в другие – в Окленд, в третьи – в Осаку, я уж не говорю о внутренних перелетах, типа, Кувейта, Омана, Саудовской Аравии. В общем, «все народы в гости к нам». Время позднее, для некоторых часовых поясов, представители которых ждут своего вылета, это просто 4-5 утра, поэтому многие пассажиры, из какого-нибудь Пакистана или Бангладеш, расстилают на полу свои коврики и спят прямо здесь, иногда укладываясь за скамейки, чтобы укрыться от массы глаз, а часто даже этого не делая.
Интересно, что объявление посадки начинается гораздо раньше того времени, которое указано в посадочном талоне, чуть ли ни на час. Причем, видимо, это касается всех рейсов. А посадка в самолет теперь Emirates осуществляется по особым правилам. Сперва объявляют, что, мол, просим пройти пассажиров первого и бизнес классов, а также пассажиров с детьми, и требующих дополнительной помощи (ну, старички всякие), всех остальных просят остаться на своих местах. Потом приглашают «жителей» дальних рядов, потом средних, а потом всех остальных, кто еще не сел. Такой же порядок посадки, кстати, был, когда летели обратно из КЛ в Дубаи, а на рейсе до Москвы у них вышел облом: милый голосок объявил, что «мы будем садиться на самолет по определенным правилам…», потом он изложил правила, пригласил первую порцию пассажиров, и… вся толпа соотечественников, видимо, все как один требующие «дополнительной помощи», ринулась на посадку. После этого милый голосок больше не появлялся в эфире. Если честно, стыдно, граждане, очень стыдно. Не поверю, что все хором тут же забыли английский (большинство едут из третьих стран, где без языка особенно не поживешь, так что не верю в его изначальное незнание), и не могли понять инструкций, ну, что за свинство, честное слово, все люди как люди, а мы…
Заселив нас по «номерам», согласно выданным талонам, и мы стартовали. Вылет в 03.15, значит в КЛ уже на часах 7.15 . Оперативно дали нам закусить сэндвичами и попить водички, что заняло где-то полтора часа времени после взлета, потом нам погасили свет и дали поспать аж целых …3 часа :-). Такого свинства я не ожидал. По Москве вообще еще нет и 5-ти часов. Понятно, нас начали перестраивать на новое время заранее. Потом завтрак. За окнами Индийский океан (саму Индию пролетали в темноте), очень много кораблей, танкеров, яхт. Красиво, однако! День там уже в разгаре, наверняка жарко. Эх…
Потом объявили, что идем на посадку. Внизу уже появился берег. Первое, что бросилось в глаза, ужасно грязная вода рядом с берегом, судя по всему, песок или глина, метрах в 500-тах от берега вода уже кристально чистая. Речка-вонючка, впадающая в океан, такого же затхлого вида. Ну, видимо, это особенности местности, скорее всего, это не рукотворная, а природная грязь. Громадные отели стоят прямо на берегу у этой грязной воды, понятно, что постояльцы едва ли там купаются. Это создает диссонанс между шикарностью отелей и окружающей природной реальностью. «Водные» пейзажи Малайзии сменяются лесными просторами, глядя на которые, сразу понимаешь, что они рукотворные. Это пальмовые плантации. Все пальмы одного и того же размера, посаженные в линеечку на сотни километров вокруг. Малайзия – это один из крупнейших, если не крупнейший, экспортер пальмового масла (наиболее востребованного мировым рынком вида растительного масла), соответственно, там его подобным образом выращивают, а потом плоды этих пальм перерабатывают. Самолет все ниже, появляются какие-то дороги с машинами, постройки. Наконец, приземляемся в аэропорту. Выруливаем на стоянку достаточно долго и высаживаемся в терминале.
Первое впечатление от терминала – легкость и элегантность. Все из стекла. За стеклянными стенами с одной из сторон уголок тропического леса, впечатляет. Очень большое здание. Народу немного, все вокруг свободно. Причем зоны прилета как таковой нет, мы вышли туда, где люди ждали вылета своих рейсов. Путь по указателям приводит к рельсам, которые отделены со всех сторон стеклом с обозначением дверей. Оказывается, чтобы попасть к выходу, пройти границу и забрать багаж, нужно проехать на поезде в другой терминал, что, собственно, я и сделал, благо, днем они там ходят достаточно часто (а вот ночью, вовсе даже наоборот, что им в минус!), пройти пешком между терминалами нельзя.
Затем очередь к границе. Все делается достаточно оперативно, документы никакие дополнительные предъявлять не просили, просто проставили штампик в паспорте и все. Забрал багаж, и, вот, можно идти на выход. Мои московские часы показывали около 10.00. Трудно было смириться с тем, что здесь уже глубоко за полдень. Поменяв в ближайшем обменнике деньги, я направился мимо зазывал-таксистов, готовых на лимузине доставить в город, к надписи KLIA Express, аналог наших аэроэкспрессов, который, согласно информации, доставляет людей в центр города за 28 минут. Спустился на лифте на самый нижний уровень (всего там 5 уровней, а мы, кажется, приехали на третий), там кассы KLIA, поездка до KL Central – крупного пересадочного пункта сразу со входом в три ветки метро, стоит 38 ренгитов (курс покупки местных тугриков – 1$=3,57), то есть, где-то $11. Неплохо. Смотрю когда ближайший поезд – в 15.20, на моих часах, уже переведенных с учетом особенностей знания местного времени 14.00. Что ж это мне, больше часа ждать? Что-то не так, глянул на часы в будке с кассиршей, у нее на часах 15.00, а-а-а-а, разница оказалась на час больше, чем я думал, у меня украли еще один час! Ну, хоть ждать немного. Скоро подошел поезд, он также был отгорожен от ожидающих на платформе стеклянной стеной.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3309/ab4522.14/0_1ee8c_9da5e486_XL.jpg
Народу немного, все расселись, в моем вагоне было не больше 10 человек. В положенное время стартовали. Тут-то я понял, что попал в мир, реально отличающийся от нас по технологиям. Какую скорость развивают наши аэроэкспрессы, а? Думаю, 60-80 км/ч максимум. Тут же мы моментально набрали скорость в 160 км/ч и легко и непринужденно обгоняли мелькавшие параллельно машины на трассе, ехавшие со скоростью 120 км/ч.
Осмотр местности не с высоты птичьего полета, а с земли выявил: а) наличие очень красивых природных видов (и не только на плантации пальм), б) даже массовое жилищное строительство воплощается там не в подобие наших жалких панельных домишек, а в домах-красавцах, монолитного телосложения, с громадными панорамными окнами. Разница ощутима.
Протусовав положенные 28 минут в поезде, мы приехали на станцию, поднялись на эскалаторе и оказались у турникетов, в который я опустил свой билетик. Было ощущение, что я опять в аэропорту. Большое количество народу, стрелки, где что находится, указатели к поездам, и куча магазинов и кафе. Мне надо было понять, в какую сторону идти, чтобы попасть на монорельс. Моя маленькая проблемка была осложнена начавшимся за окном дождем. Тучу внушительного размера я видел еще в поезде, но мы от нее быстро-быстро умчались, сейчас она вместе с грозой нас опять нагнала. В этот раз решить проблему, где монорельс было мне не суждено, связавшись с ожидавшей меня в отеле Аней, я получил совет брать такси, и не париться, в такой дождь лучше так добираться. Лило действительно преизрядно. Потом оказалось, что для того, чтобы добраться до монорельса необходимо пройти метров 200 от этого здания вокзала, и перейти еще достаточно оживленную улицу.
Такси же, как оказалось, берется следующим образом, на этом вокзале есть касса, куда надо сообщить место назначения и количество багажа с собой, на основании этой информации за определенную денежку дается талончик. Потом выходишь на улицу (выход сразу рядом с кассой) и ждешь в очереди. Хорошо, что ждать приходится под большой стеклянной крышей. Так что дождь не страшен. Очередь регулирует один из сотрудников этой таксистской организации (он-то мне как раз и объяснил правила). Очередь ожидающих небольшая, всего несколько человек, машины подъезжают часто, так что ждать пришлось не более 5 минут. Своему таксисту я вручил талончик, он положил мой чемодан в багажник, и мы поехали. Цена вопроса совсем небольшая, точно даже не помню, помню, что что-то несущественное. А, вот, ехали мы долго. Медленно, нудно стоя в пробках. По некоторым сведениям такие пробки происходят из-за дождя, типа, они аккуратнее начинают водить, осторожничают. Не знаю, так ли это, или все более прозаично, но до отеля в итоге пришлось добираться чуть ли не полтора часа! Если ехать общественным транспортом, то потратил бы максимум 40 минут.
Из разговора с таксистом понял, что дождливость погоды год от года отличается. Иногда январь может быть дождливым, а февраль жарким и сухим, иногда наоборот, ясно только, что лето от зимы отличается тем, что летом еще больше дождей. Тут же он поинтересовался, не нужен ли нам гид на то время, пока мы будем в КЛ, я на всякий случай записал его телефон, но уже тогда понял, что кататься на машинах в городе занятие бессмысленное, лучше уж поездами и пешком, быстрее получится.
Улицы города при первом рассмотрении напомнил мне отчасти московский центр, такая же смесь из старых достаточно добротных домов и современных зданий. Если дом по каким-то причинам сносится (сам ли развалился или ему помогли), то на его месте строится сразу небоскреб, и не важно много там места или мало. Небоскребов вокруг громадное количество. Но при всей современности города, он не блещет чистотой и ухоженностью. Узкие тротуары, вымощенные плиткой или какой-то мозаикой, чаще всего в выбоинах и рытвинах, неровные какие-то, мусор кругом. В общем, такая смесь высочайших технологий с неухоженностью.
К 17.30 я добрался-таки до нашей Шангрилы, громадному зданию на горочке :-) (там этажей, кажется 35-36). Встреча соотечественников произошла у входа в гостиницу. Первое впечатление от отеля – шикарный! Все в мраморе, бархате, золоте, приятное освещение. Лифты – их, по-моему, штук шесть. Все шикарно отделаны, на полу ковры. Нумерация этажей в английском стиле, то есть ground floor, потом 1-й, 2-й и пр. этажи. Так, кстати, во всех отелях в стране. Номер – вся отделка шикарная, люксовая. Иногда, знаете, на картинках выглядит все красиво, а при ближайшем рассмотрении оказывается полным фуфлом, здесь же все как нужно, дорАгА и сердито :-). Если включаешь телевизор, то благодаря динамикам в ванной, можешь продолжать его слушать и там (смотреть пока не получается, видимо, дело будущего :-)). Рабочий стол с возможностью подключения компьютера к Интернету, какие-то аудио-видео входы и пр. Весьма удобно, но надо иметь в виду, что с собой желательно иметь переходники для электрических розеток. Их выходы к нашим не подходят (хотя, говорят, они где-то там есть, то ли в номере, то ли на ресепшене можно взять, не знаю). Окно – панорамное остекление на всю стену. Вот такой вид их окна.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3313/ab4522.12/0_1edf0_41a33843_XL.jpg
Из особенностей функционирования системы стоит отметить наличие в прихожей кнопочки с минималистически выполненной надписью «DND», которая ничем не отличалась от обычных выключателей света, и поэтому почти незаметна для невнимательного пользователя. Постояльцы, входя в номер, начинают пробовать все кнопочки и нажимают конечно же и ее (от чего на ней начинает гореть маленькая красная лампочка), как правило, никакого эффекта после нажатия они не замечают, а эффект этот весьма ощутим. Он заключается в том, что снаружи номера загорается такая же, не обращающая на себя внимание, красная кнопочка, которая оповещает обслуживающий персонал: do not disturb, не беспокоить. И вы будете несколько дней гадать, почему ваш номер не убирают. Почему все вокруг должны знать, что маленькие стильные буковки DND означают do not disturb, а не, например, название фирмы по выпуску этих кнопочек, непонятно.
Разместившись в номере, попытались обсудить план действий на вечер. Ситуация: я с недосыпа от перелета, спал за все время 3 часа, Аня с недосыпа после вечеринки (или утренника, если учесть, что закончилась мероприятие в 6 утра). Сидим, пытаемся собрать мысли в кучку, понять, что делать сегодня и полтора последующих дня, и что оставить на последний день. Понятно, что сегодня просто погулять, а что завтра и послезавтра? Голова варила плохо, мысли путались и не хотели складываться в стратегический план. В результате остановились на том, что завтра мы едем в Малакку, хотя в предварительном плане он не значился :-). Вроде бы как очень рекомендовали местные товарищи (не заинтересованные в разделе доходов от совета, поэтому можно было поверить). Проблема только в том, что ехать туда часа 3, и вставать надо в 7.30 (для неперестроившихся организмов – в 2.30 утра), возвращение в отель – к 17.00. Стоит удовольствие (вместе с ленчем) 200 ренгитов на человека, гид с машиной прилагается.
А как построить дальнейшую программу пребывания в столице посмотрим потом.
Определившись с планами, отправились на прогулку по городу. Начали с поездки к Central market посмотреть сувениры, одно из раскрученных туристических мест. Из-за накрапывающего дождика ехали на такси (10 ренгитов), дорога заняла минут 10, не больше. Высадили нас у базара, который очень напоминал какой-нибудь наш вещевой рынок Коньково образца начала 90-х, даже лица продавцов похожи :-). Прогулялись вдоль рядов. В принципе, ничего особенного, обычный ширпотреб. Мы высматривали кошелек для сувенира. Ну, еще обратили внимание на лавку с фруктами, где продавался дуриан. Мне, конечно, очень хотелось его понюхать, но неразрезанный, он не пах никак, покупать сей продукт все равно не собирались, поэтому его вкус/запах так и остались мною не оцененными.
Кстати, проносить эти дурианы в гостиницы нельзя, сами видели соответствующие знаки :-):
http://img-fotki.yandex.ru/get/3310/ab4522.13/0_1ee64_2ab83239_XL.jpg
Дальше пошли по улице, уже непосредственно к зданию Central market. Это закрытый павильон очень приличного размера в два этажа. Лавочек много, все рассчитано на туристов. Причем надо отметить, что все не набившее оскомину, непривычное глазу, начиная от брелоков, до каких-нибудь местных косметических средств, местного меда (который еще и попробовать дадут), антикварных лавочек и пр.
На втором этаже помимо лавочек бросились в глаза два места: первое – поднявшись по лестнице, сразу наткнулись на два кресла с объявлением рядом «foot massage». Гм, ага, очень мило. Граждане, это ж не ботинки чистить, а массаж, хотелось бы какой-то приватности что ли, а не так, в толпе людей сидеть релаксировать. Второе – fish spa. Это типа бассейна, куда посетители опускают ноги, там рыбки, которые сразу облепляют ноги и, как написано, обгрызают омертвевшие части кожи (видимо ничем другим их не кормят :-(, бедные). Рыбки сами маленькие, все какой-то одной породы. В данном случае я бы просто не рискнул совать свои ноги не пойми куда, куча народу, грибок, кажется, просто обеспечен.
Совершив променад и сделав кое-какие покупки, двинулись в обратный путь. Казалось, дорогу знаем, ехали же недолго, сориентировались с помощью карты на местности (туда в темноту под мост не пойдем, не вызывает он у нас доверие, а туда, кажется можно, там освещенная улица) и, кажется, оттуда же ехали :-). Ну, и пошли. Потом промахнули мимо нужного поворота, и идем дальше. Минут 20 шли, идем уже мимо автобусного вокзала с высаживающимися пассажирами-малазийцами из других регионов страны, приехавших в столицу. Вокруг уже темно. Идем по одной из полос движения, мимо автобусов (тротуар был за забором, видимо, попал в зону ремонта). Думаем, может быть, прямо сейчас сесть какой-нибудь автобус и до Малакки поедем :-).
Потом решили опять свериться с картой. По ходу сравнения карты с вывесками на зданиях выяснили, что слово «Jalan» не есть имя собственное в названии, а означает «улица». Так, уже прогресс :-). Выбрали нужный jalan, а дальше началась наша любимая забава «нам только перейти дорогу и…». Ну, просто, с трудом пытались привыкнуть к их левостороннему движению! Голова автоматически поворачивается при переходе налево, и надо было постоянно себе говорить «смотри направо, направо», НЕ ПОМОГАЛО! Особенно там, где движение интенсивное, и была какая-нибудь развязка, там вообще труба. Мы ощущали себя как колхозники, приехавшие в столицу: хватали друг друга за руки, «стой!», «осторожно!», «смотри направо!». Благо, дороги у них там все узкие, то есть проскочить их можно быстро (благо для нас, а не для автомобилистов, конечно, которым тесновато там). Нам еще повезло, что был выходной день, и машин все-таки было не так много. Интересны светофоры, многие из них снабжены волшебной кнопочкой для пешеходов, нажимаешь, и через некоторое время загорается разрешительный сигнал светофора. Но работают эти кнопочки не везде :-).
Главным ориентиром для нас была телевизионная башня, которая должна была быть от нас постоянно справа, в итоге она нас уверенно привела в … главной туристический район КЛ – рядом со станцией метро (монорельса) Bukit Bentang. Не уверен, конечно, что она самая-самая главная, но очень оживленная с точки зрения наличия туристов, с кучей ресторанчиков, большой концентрацией гостиниц, и всяких массажных салонов. На тротуарах в ряд стоят десятки зазывал с табличками с прейскурантом цен на массаж ног, всего тела в различных вариантах и комбинациях. Кроме того, какие-то магазинчики и кинотеатры (ни то, ни другое не привлекло нашего внимания). Попив в одной из забегаловок кофе, мы покинули этот оазис светской жизни, по пути примечая интересные точки общепита на случай, если наша гостиница недалеко, и мы сюда еще вернемся на ужин. В итоге видели бразильский ресторан, немецкий ресторан, еще какие-то в аналогичном космополитическом стиле. А я то больше рассчитывал на местную кухню :-). Что касается местных кафешек, то они выглядели не очень аппетитно. Пластиковые столы, лампы дневного освещение, что-то очень сильно пахнущее в резервуарах дымящейся еды, может быть и вкусно, но по запаху этого не скажешь, да и санитарные условия вызывают некоторые сомнения. В общем, у подобных мест у нас даже мысли не возникло остановиться и прицениться.
Наконец, перейдя еще несколько улиц, мы опознали вдалеке свой отель, и радостные кинулись к нему. В наши планы входило освежиться, переодеться и все-таки поужинать. Время было уже около 23.00, а завтра рано вставать. В итоге нашли ресторанчик аргентинской кухни, который находился недалеко от отеля, где кроме вывески ничего особо аргентинского я не заметил. Хотя, может быть, плохо смотрел. Нам понравилось, что помещение было сделано в виде добротной террасы, вроде бы на улице, но под крышей (что было весьма кстати, так как шел дождик), а количество столов было совсем небольшим. Ресторанчик был недешевым по сравнению с другими, но вполне приемлемый (счет на одного человека около 20$), а меню вполне устроило. И обслуживание очень милое. Вообще, мне обслуживание в ресторанах Малайзии понравилось, всегда приветливые, незаметные, а когда надо все приносят быстро (ну, были некоторые исключения, за всю поездку приходилось пару раз нам ловить официантов, которых не оказывалось рядом длительное время, а их присутствие было более чем желательным, но это, как говориться, для контраста :-)). Что касается чаевых, то в разных заведениях разная система – где-то прямо в меню пишут, что 10% за обслуживание включается в счет, где-то чаевые оставляются на усмотрение посетителей.
Отужинав, мы вернулись в гостиницу, на чем первый день пребывания в Малайзии для меня закончился. Надо было идти спать, так как предстояло еще завтра проснуться ужасно рано.
Часть 2. Малакка.
Проснулся я на удивление легко в 7.00 по местному времени. Солнце уже ярко светило в окошке. Некоторое время на сборы и утренние процедуры. Есть не хотелось совершенно, в это время суток мой организм даже и не думал что-либо в себя принимать. Поэтому на будущий завтрак я взял с собой заботливо положенные на стол персоналом грушу и яблоко.
У ресепшена нас ждал наш будущий экскурсовод – индус, мы отдали ему деньги за предстоящее путешествие, и пошли к машине (видавший виды, но вполне комфортный Мерседес)… Была у меня сладкая мысль, что пока едем, удастся поспать, но, мечты разбились о прозу жизни. Экскурсия началась прямо тут же. Индус начал рассказывать о том, когда была основана Малакка, как они там развивались, кто кого захватывал, перехватывал, отдавал, передавал. Китайцы, голландцы, англичане и пр.. О каких-то правителях, и историях с ними связанных. В этих условиях Ане повезло больше, у нее были черные очки, поэтому она быстренько отрубилась, иногда просыпаясь, оглядываясь вокруг, и даже вновь вникая в смысл произносимой речи. Я же изображал живую заинтересованность в рассказе (не удобно как-то, человек-то старается). Но, судя по тому, что из рассказа я не запомнил ничего, то можно себе представить, насколько мне было на самом деле интересно. Глаза предательски смыкались. Дорога шла по широкому залитому солнцем автобану, который был окружен все теми же пальмовыми плантациями, то есть пейзаж тоже убаюкивающий.
Хотя нет, кое-что я все-таки запомнил. Например, что по этой дороге можно за несколько часов доехать до Сингапура, что сами сингапурцы любят ездить на выходные в Малакку, так как для них это хоть какое-то развлечение, а то их территория совсем уж маленькая, и пойти-то некуда. Еще запомнил, что в Малакке более сухой и теплый климат, чем в других регионах, дожди не столь часты. Вот, пожалуй, и все.
Замолкал он редко, а рассказ, видимо, был рассчитан на всю дорогу от КЛ до Малакки, так как закончил он как раз, когда мы подъехали к городу.
Движение на дорогах было интенсивным, дорожки узкие. Ехали поэтому небыстро. Первой нашей остановкой оказалась старейшая в городе христианская церковь 1710 г. постройки, построенная колонизаторами (как я понимаю, голландцами), которая, к тому же, из-за того, что на улице воскресенье, во всю функционировала, оттуда доносилось слаженное пение прихожан. Народу действительно было много, некоторые даже стояли снаружи, не заходя вовнутрь. В другие дни церковь закрыта, так что нам в какой-то степени повезло.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3212/ab4522.11/0_1edc1_d137f53c_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3311/ab4522.11/0_1edc2_c4f81428_XL.jpg
Покрутившись вокруг, отправились дальше, в основной исторический оазис городка – на Красную площадь :-). Так ее называют местные. На этой площади, находилась церковь, кирпичи для которой привозили аж из самой Голландии.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3314/ab4522.11/0_1edc9_3c2f6d8a_XL.jpg
Гора и находящиеся рядом музей и еще одна церковь. Горочка тоже овеяна какими-то легендами, связанными с голландцами, которые посадили там дерево, растущее до сих пор. И вид с горочки, даже если невысоко поднялся, весьма достойный:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3210/ab4522.11/0_1edcb_fe16de7a_XL.jpg
Мы купили билеты и прошли в находящийся в одном из зданий музей… Well, будем честными, ощущение, что попал в краеведческий музей города Задрищинска. Хотя, а что мы, собственно, собирались там увидеть, Эрмитаж?
Экспозиция нас встретила коридором, в котором стояли скульптуры колонизаторов в «национальных» костюмов – англичанин в своей военной форме начала-середины 20-го века, голландец, немец и т.п. в своих формах. Этакие портреты колонизаторов-захватчиков: типы и виды. Затем следовали залы с иллюстрациями из жизни голландцев 16-17 веков:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3312/ab4522.11/0_1edc4_e0a3b385_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3211/ab4522.11/0_1edc5_507f9238_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3311/ab4522.11/0_1edca_b5a9a6ad_XL.jpg
и залы с оружием – всеми теми палками, копьями, ножами, всем тем, чем местное население отбивалось от захватчиков и губило в случаях необходимости соседей и друг друга:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3114/ab4522.11/0_1edc7_349aa43d_XL.jpg
Вот интересный образец – из какой палки сделан и чьи зубы не знаю:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3308/ab4522.11/0_1edc8_adeefab6_XL.jpg
Потом были какие-то зарисовки из жизни местных жителей с использованием манекенов, изображавших сценки быта (свадьба, сбор урожая и т.п.), типичные интерьеры прошлых веков, картины и макеты баталий между колонизаторами и местным населением и т.п. Потратив на осмотр порядка 30 мин., мы вышли. «Да, теперь я точно поняла, в таких странах имеет смысл ТОЛЬКО природа» сказала Аня.
Но, я бы не сказал, что мы расстроились. Погода была многообещающе хорошей и теплой, нас еще ждала прогулка по китайским и индийским кварталам исторического центра города с их оживленной торговлей, храмами, толпой народа.
Вот еще виды вокруг площади:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3210/ab4522.11/0_1edcf_d53c7255_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3110/ab4522.11/0_1edd2_8f278301_XL.jpg - это мельница, конечно, не работающая, так для красоты :-)
http://img-fotki.yandex.ru/get/3114/ab4522.11/0_1edd1_ba32c92c_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3108/ab4522.11/0_1edc6_59c3a7d6_XL.jpg - вот такая композиция во славу Девы Марии
А это задворки: чуть-чуть в сторону и :-):
http://img-fotki.yandex.ru/get/3209/ab4522.11/0_1edce_5261e7bb_XL.jpg
Перейдя на противоположную сторону от площади, мы углубились в китайский квартал. Для этого надо было перейти еще на и другой берег реки:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3313/ab4522.11/0_1edd3_897b58d1_XL.jpg
Вот она, первая улица, на которую мы вышли. Достаточно старая, с мелкими лавочками, кучей машин (это далеко не пешеходная зона). И здесь еще народу пока немного. В целом, данная картинка достаточно хорошо передает характер жизни малазийцев.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3214/ab4522.11/0_1edd5_4326bbd8_XL.jpg
Пройдя пару кварталов, мы вышли уже на развитые, «заточенные» под туристов улицы:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3111/ab4522.11/0_1edd6_b76fd1ab_XL.jpg
Хотя, конечно, ради справедливости надо сказать, что это все-таки не показушное, основные «потребители» этого великолепия все равно местные.
А посмотреть в этих районах есть на что. Разные индуистские (ярко раскрашенные) и буддийские (более строгие) храмы. Рядом с индусскими храмами продаются цветы. Наш гид-индус, указывая на торговцев цветов, нанизанных на нитки в виде гирлянд, посетовал, «очень дорогая религия, цветы надо покупать каждый день» :-), мы ему с улыбкой посочувствовали.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3208/ab4522.11/0_1edd7_7da4f053_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3313/ab4522.11/0_1edd8_2b3caa3a_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3208/ab4522.11/0_1edd9_ebcae470_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3308/ab4522.11/0_1eddb_1faabc96_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3111/ab4522.11/0_1eddf_a14ffe76_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3313/ab4522.11/0_1ede1_6e59b440_XL.jpg
Заходили мы далеко не во все храмы, но некоторые просто не могли пройти мимо. Внутри было много-много народу, большинство, как говориться, пришли по делу, молились богам, подносили им дары, жгли ароматические палочки.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3312/ab4522.11/0_1eddd_1c298293_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3312/ab4522.11/0_1edde_4f382a52_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3211/ab4522.11/0_1ede0_9bb78f4_XL.jpg
Проходя по территории одного из храмов, заинтересовался витринами, которые оказались … кладбищами. Представьте себе этакие большие-большие витрины: одну центральную и две по бокам не такие большие, стоящие буквой П. А внутри красные коробочки-пеналы, стоящие вертикально впритык друг к другу. На этих пеналах иероглифами написаны имена, а также, видимо, годы жизни. На некоторых коробочках фотографии усопших. Поскольку духам умерших тоже молятся, то ароматические палочки активно дымили и здесь.
Да, интересно, что недалеко от храмов продаются всевозможные бумажные машины Феррари, электронная техника, различные предметы роскоши и богатства. Если хочешь снабдить умерших родственников этим добром, покупай, сжигай их, и таким образом все это уже, видимо, в натуральную величину и со всеми полагающимися потребительскими свойствами передадутся в загробный мир кому следует. Интересная теория :-).
Помимо храмов мы гуляли по разным антикварным лавочкам, в которых выставлено, прежде всего, большое количество разной мебели: шкафы, комоды, столы и пр., посуда, металлические пыльные вещи. Конечно, далеко не все там антиквариат, многое явно новодел, но, тем не менее, я оценил этот утонченный стиль и элегантность, воплощенную в предметах. Если обставить квартиру такими вещами, должно получиться изыскано и со вкусом. Кстати, и по цене вполне даже приемлемо. Другое дело как это все транспортировать на Родину…
Все продавцы очень благожелательны, даже узнав, что мы зашли посмотреть в их лавочку без цели что-либо купить, они все равно улыбнуться тебе, пригласят вовнутрь, ну, и попытаются что-нибудь втюхать, пообещав скинуть процентов 20% от цены. В общем, практикуются на сложных случаях, оттачивают мастерство продаж.
В этом им помогает и забавная надпись, сопровождающая выставленные на полочках тарелочки и чашечки: «Nice to see, nice to hold, once broken, consider sold». Так что, не машите граблями :-).
Настало время ленча, мой организм как раз стал готов принять первую за этот день пищу. Сперва наш гид хотел отвести нас в китайский ресторан, но там народу было прилично, и нам пришлось бы ждать какое-то время. «А не хотите ли местной кухни отведать?», спросил он нам, показывая на помещение напротив. Против местной кухни мы не возражали, хотя по внешнему виду забегаловка явно уступала первому варианту. Помещение напоминало столовку с несколькими столами. А выбор блюд происходил почти по принципу шведского стола. В центре помещения находилась кухня, где в металлических подогреваемых поддонах практически советского образца находились несколько вариантов блюд: курица под соусом карри, королевские креветки, мясо под каким-то соусом, овощи. Основу любого блюда составляет большая порция риса, все остальное к нему добавляется. Мы взяли всего понемногу, чтобы попробовать: и мясо, и креветки в остром соусе, и курицу. В принципе, все оказалось достаточно вкусно, так что не пожалели, что отдали предпочтение такому варианту ленча, несмотря на весьма скромный антураж и небольшое разнообразие блюд.
После приема пищи мы опять направились к знакомому нам музею. За ним чуть выше находилась смотровая площадка с отличным видом на город,
http://img-fotki.yandex.ru/get/3308/ab4522.11/0_1ede2_81f406a9_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3113/ab4522.11/0_1ede4_11ba3bcd_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3208/ab4522.11/0_1ede8_37a33c89_XL.jpg
…а также старая разрушенная от времени церковь, в которой находились могилы голландцев 16-17 веков.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3111/ab4522.11/0_1ede5_c0850a6c_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3109/ab4522.11/0_1ede6_da4c9a7_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3208/ab4522.12/0_1edea_87911e1a_XL.jpg
Вот так этот наш пригорочек выглядит снаружи:
http://img-fotki.yandex.ru/get/3110/ab4522.11/0_1ede9_4025ab9a_XL.jpg
Находясь на площадке, мы наметили новую точку посещения, увидев корабль-парусник. Это, как нам сказали, копия первого европейского корабля, приехавшего в Малакку, видимо, покорять.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3208/ab4522.12/0_1edeb_7286fd8b_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/3113/ab4522.12/0_1eded_e6a32562_XL.jpg
На этом корабле находился небольшой музей, который, правда, ничем особым не запомнился. Единственное, надо было снимать обувь при входе. Насколько я понимаю, из-за тикового дерева, из которого сделаны полы. Ну, хотя бы оценили размер корабля, который бороздил просторы от Европы до Азии. Как они на таких плавали, ума не приложу. Ощущения весьма ненадежного средства передвижения.
Далее наш путь лежал через так называемые португальские кварталы рядом с океаном. Там проживали рыбаки – потомки португальцев. Наш гид сказал, что эти потомки уже практически смешались с местным населением и почти не отличаются внешне. Хотя мы видели там одного персонажа очень загорелого с бородой и с европейскими чертами лица. Как будто только что сошел с пиратского корабля :-). Как правило, они говорят на местном языке, старшее поколение еще говорит на смеси португальского, местного и еще какого-то языков, но молодежь уже редко поддерживают подобные излишества.
На выезде из города мы проехали старое, уже закрытое китайское кладбище. Его особенность в том, что оно находится на холме, по которому разбросаны в кажущемся беспорядке могилы. Надгробья на могилах, если образно их описать, похожи по своей форме на заставку Metro Golden Mayer, которая со львом, только льва, конечно, там не было, а были иероглифы.
(продолжение следует)
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Спасибо за отзыв! Когда интересно, не напрягает. :) Классно! Мечтаю побывать в Малайзии! :)
Оценка отзыва: 5 - захватывающе
Оценка отзыва: 5 - захватывающе