Затерянный мир. Деревня Ивровка.
Июнь 2020
дата поездки
04.08.2020
написано
Затерянный мир. Деревня Ивровка.

Село Ивровка находится недалеко от поселка Шатск Тульской области. Наверное, благодаря тому, что местность там довольно безлюдная, смогли сохраниться настенные росписи Храма Живоначальной Троицы.

Это тихий уголок для любителей уединенного созерцательного раздумья. Церковь, живописно стоящая на берегу пруда (или речки) внутри имеет интересные и необычные элементы: множественные арочные перекрытия, держащие на себе «восьмерик» на парусах, уходящий выше в купол. Просторный объем освещался когда-то дифонными и трифонными окнами. Для небольшого села храм настолько огромен и монументален, что возникает гипотеза о прошлом Ивровки. У Малицкого находим следующее описание населенного пункта прошлого века: «Село Ивровка, въ  количестве?  40  крестьянскихъ  домовъ, расположено по берегамъ  двухъ  небольшихъ  лощинъ, образующихъ  своимъ  соединенiемъ  уголъ, въ  разстоянiи 25 в.  отъ  Тулы, в 45 в.  отъ  Богородицка и въ 8 верст.  отъ  станцiи Оболенской  Сызрано-Вяземской ж. дор.».  «Кром?  землед?лiя, многiе занимаются плотничествомъ  и работами на оружейномъ  и патронномъ  заводахъ  въ  Тул?.» Из этого трудно понять, насколько развитым экономически было село. Обычное же бесхитростное толкование Малицкого относительно названия села повествует и о том, что дорога, проходящая здесь, была оживленным торговым трактом. (Насколько это верно, пока выяснить не удалось). «Названiе села, по всей ве?роятности, происходитъ  отъ  бывшей р?чки Иворовки (как это верно: сперва гидроним- затем ойконим), отъ  которой осталось только высохшее углубленiе съ  названiемъ  Иворовки. Не лишено интереса, и м?стное сказанiе относительно названiя села, едва ли не удачн?е и не правдоподобн?е объясняющее это названiе. Л?тъ  сто тому назадъ (сейчас уже, конечно лет 200 тому назад), въ  л?систой тогда м?стности около села происходили частые грабежи на про?зжей дорог? въ Тулу; можетъ быть, жители самого селенiя участвовали въ  этомъ  промысл? на счётъ  чужаго добра, отчего это селенiе и получило названiе "Воровка". По свойству же русскаго языка усиливать значенiе понятiй, предпосылая имъ  частицу И, (говорятъ, наприм?ръ: и уменъ! и л?нивъ!) в?роятно, и о сел?, составившемъ  себ?  репутацiю воровскаго села, говорилось: И воровка! Черезъ  слiянiе  же частицы съ  названiемъ  и съ перенесенiемъ  ударенiя на первый слогъ получилось настоящее имя села Иворовка.» Что ж, незамысловатость такого рассуждения основывается обычно на самом поверхностном ассоциативном совпадении слов или корней, созвучии, привычном для современного уха. Сел и деревень, имеющих корень «-ИВР» или «-ЧИВР» превеликое множество. (Есть недалеко от Тулы деревня Иврово и т.д.). Отнести их названия все к воровским и бандитским сюжетам заманчиво, но неправильно. Скорее всего, -ивр или –чивр – по происхождению финно-угорский корень, давший основу названию речки, ну а она, в свою очередь,- названию села. (Гидроним- затем ойконим).

Ну а в остальном, без Малицкого мы бы не имели никакого представления о прошлом сел и деревень.

История храма описана им подробно и основательно:

«По церковнымъ  документамъ  св?д?нiя по исторiи прихода восходятъ  только къ  концу  XVIII стол?тiя. Въ  1780 году приходъ  состоялъ  изъ  села и деревень: Слободки, Насонова, Ольховца; въ 1781 г. къ нему присоединена дерев.  Кучино, въ  1813 г.  Д?диловскiе выселки, изв?стные теперь подъ  названiемъ дер.  Ложки, по р?чк?  того же имени; въ  1860 г.  выселенные крестьяне села Иворовки, въ  количеств?  17-ти  домовъ, составили дер.  Новопокровскую-Федоровку тожъ. Посл?дняя деревня самая отдалённая отъ  храма – въ  4-хъ  в. Въ  такомъ  состав?  приходъ  существуетъ  и въ  настоящее время. Вс?хъ  прихожанъ  числится 786 мужского пола и 830 женского пола.

Существующiй въ приход? каменный храмъ, во имя святой Троицы, построенъ, по всей в?роятности, во 2-й половин? прошлаго стол?тiя м?стнымъ  пом?щикомъ  Николаемъ  Ивановичемъ  Загряжскимъ. Въ 1876 г. въ трапезной части храма устроенъ былъ на средства добровольныхъ дателей алтарь во имя святого  Николая Чудотворца. Но, всл?дствiе крайней т?сноты этого прид?ла, р?шено было расширить трапезную часть храма. А такъ какъ расширенiю ея м?шала колокольня, значительно при томъ обветшавшая, то положено было перестроить и колокольню.

Въ 1885 г. начата была постройка трапезной церкви и колокольни.

Въ 1886 г. въ трапезной церкви установленъ былъ уже иконостас ъ во имя Вс?хъ  святыхъ, согласно желанiю пом?щика Петра Димитрiевича Арсеньева, пожертвовавшаго на этотъ спецiально предметъ 1000 рублей. Въ томъ же году алтарь этотъ былъ освящёнъ.

Въ 1889 г.  окончена колокольня, а въ 1893 году въ  трапезной церкви устроенъ и освящёнъ съ правой стороны алтарь во имя Чудотворца Николая. Вс?  эти постройки произведены частiю  на церковныя средства, частiю на пожертвованiя прихожанъ и другихъ доброхотныхъ дателей.

Н?которыя изъ иконъ храма написаны по связи съ событiями въ жизни царствующаго дома, таковы:

икона Нерукотворнаго Спаса съ предстоящими Ему святыми, празднуемыми 17 октября, и святыми, соименными Август?йшему Семейству, написаны въ память чудеснаго спасенiя Царской семьи во время крушенiя жел?зно-дорожнаго по?зда;

икона св. Александра Невскаго написана въ память мученической кончины Императора Александра II.  

Икон, принадлежавших храму, не сохранилось, что же касается фресок, то сюжеты их многообразны:

В парусах изображены- Четыре Святых Евангелиста, с ними неизменные Ангел, орел, телец и лев. Хорошо читаются  сюжеты Евангелия (например, воскрешение Лазаря), выше по периметру «восьмерика» - обретение Креста Господня, если я не права- подскажите. А также, возможно, изображено Успение княгини Ольги в окружении Ангелов: согласно преданию «тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «св?т?щє?с? ?ко солнцє» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление». Весь храм украшен цветочными орнаментами и гирляндами. Нетрудно представить, как он ярок и красочен.

Удивительно, как вообще могли сохраниться эти выразительные росписи. И есть ли исследования о нем с подробным описанием сюжетов и изображений.

Конечно, я не претендую на научность и правильность своих наблюдений, но интереснейшая пища для исследований  искусствоведов в селе Ивровка может быть найдена и изучена. Только бы не отвалились последние куски штукатурки, с которых с достоинством, любовью и печалью взирают на нас лики святых.


Оцените отзыв
5.0
1 оценка
Для оценки отзыва   войдите   в кабинет
Поделитесь отзывом
Другие отзывы автора:
Комментарии
(0)
Напишите ваш комментарий
 
Для комментирования   войдите   в кабинет