Теперь пришло время вспомнить и про красивейший город – Гранаду. Хотя мусульмане взяли Гранаду силой, именно благодаря им город достиг богатства и великолепия. Альбасин был одним из самых населенных и жизнедеятельных кварталов арабской Гранады. Это подтверждает и тот факт, что здесь было 26 мечетей, многочисленные резервуары для воды и фонтаны. Есть много версий о происхождении этого названия. Одни считают, что оно произошло от арабского слова Байсин, что значит «те, кто родом из Баэсы», так как в 1227 году здесь поселились арабы из этого хаэнского города, после того, как его взяли войска Фердинанда III Святого. В настоящее время Альбаисин представляет собой часть городского ансамбля, сохраняющего свое первоначальное расположение. Сохранилась даже внутренняя структура домов, напоминающая об арабском прошлом квартала. Схема улиц представляет собой настоящий лабиринт. Когда мы по нему бродили, заблудиться не возможно, так как он расположен как бы ярусами, поэтому видно, куда идти.
На холме Ассабика находится самый известный из архитектурных памятников Андалусии - Альгамбра - Красный замок. «Подайте ему господа, подайте, Ибо нет доли более жестокой, Чем быть слепым в Гранаде». Эти слова, высеченные на крепостной стене Альгамбры, свидетельствуют об особой красоте этого места.
Алькасаба возникла на месте римских сооружений, единственное чисто военное сооружение Альгамбры. Башни крепостной стены сохранились лучше всего. Первые упоминания о цитадели находят в IX веке и предполагают, что ее построил Саввар бен-Хамдун, во время войн между мусульманами и муаладдинами ( христиане, принявшие ислам). Его деятельность в Гранаде ограничилась лишь укреплением стен цитадели. Алькасаба – самое старое сооружение, построенное на этом холме. Доминантой Алькасабы стала Смотровая башня (Torre de la Vela), высотой 24 метра. Какое-то время башня использовалась как жилище. На 3м этаже башни расположен колокол. Он служил сигналом об опасности, а также сообщал жителям, когда необходимо поливать поля. В настоящее время колокол звенит только 2 января, в память о взятии города христианами. С верхней площадки открывается прекрасная панорама Гранады, вид на Альбасин и Сакромонте. По-настоящему расцвет Альгамбры начался с прибытием первого представителя династии Насридов Мухаммеда бен Аль-Ахмара в 13 веке. Мухаммед II использовал Алькасабу как резиденцию до постройки дворцов Альгамбры. В 13 в. Альгамбра становится королевской резиденцией и наступает ее "золотой век". После прихода христиан Алькасаба использовалась как тюрьма вплоть до оккупации французами.
Арабский дворец обнесён крепостной стеной в 2200 м, и со стороны кажется хаотичным нагромождением башенок. Внутри – лабиринт из дворцов и двориков. Каждый правитель вносил какие-то изменения в этот комплекс зданий и двориков. Почти в каждой части дворца – сложная система каскадных фонтанов, соединенных друг с другом. За арками и сводами скрываются жилые покои. Дворцы и дворики сказать, что они красивые, это значит не сказать ничего! Их надо рассматривать часами! Но, с исторической точки зрения, к себе привлекает внимание Зал Послов. Стены покрыты надписями с текстами стихов и молитв. На стене зала можно видеть герб династии Насридов, на нем искусно нанесен девиз династии - "Лишь Аллах - победитель". По легенде именно здесь было принято решение сдать замок католическим монархам. Одна из легенд гласит, что мать Боабдила, последнего короля Гранады, узнала о том, что сын собирается сдать Альгамбру вышла на балкон Башни Комарес и произнесла: "Посмотри на все, что ты отдаешь в руки врагам и запомни, что все твои предки умерли королями Гранады, а королевство умрет в тебе". Легенда также гласит, что в этой башне Христофор Колумб убедил Фердинанда II дать разрешение на поиски пути в Индию, а Королева Изабелла Кастильская предложила свои драгоценности для финансирования экспедиции.
На склонах Солнечного холма, с восточной стороны дворца Альгамбра, находятся великолепные сады Хенералифе. В летней резиденция Насридов, окруженной зеленью садов с красивыми фонтанами и бассейнами правители могли укрыться от солнца. Их строительство велось с 13 века, а закончил их в начале 14 века Исмаил I Абу-л-Велид. Гранада перешла в руки христиан в 1492 году.
Ещё один древний город, Ронда, после захвата арабами в 8 веке, был объявлен столицей независимого мавританского эмирата. Город расположен на 2-х скалистых плато, разделенных ущельем. Южная часть - Старый город, основан маврами. С 13 века Ронда входила в Гранадский эмират. Христиане долго не могли его взять из-за ущелья с текущей внизу рекой Гвудалевин, тогда еще более полноводной. Северная сторона ущелья – Новый город, стал застраиваться после взятия города Католическими королями. Не только Ронда нам запомнилась своим красивейшим расположением, но и дорога на Ронду тоже. Дело в том, что автобус до Ронды, после того, как выезжает из Марбельи, едет все время по горному серпантину. А, испанцы, народ чересчур музыкальный! Я, то, к таким дорогам отношусь спокойно, а вот муж всегда напряжен, а тут еще, когда он увидел водителя автобуса, посвистывающего и ударяющего в такт, включенной музыки, по рулю, то вообще в окно смотреть не хотел. А, за окном, виды были, кстати сказать, потрясающие!
После распада Кордобского халифата в 1031 г., Марбелья тоже перешла во владения Гранадского эмирата и оставалась под властью мусульман до 1485 г., когда город был завоеван армией христиан под предводительством Католических Королей Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. В Старом квартале Марбельи, над узкими улочками, можно посмотреть на возвышаются фрагменты крепостной стены – только эти остатки мощных укреплений напоминают о прошлом. Но, несмотря на это, по Марбелье, приятно побродить.
В Антекере мы смогли увидеть только руины крепостного замка Алькасаба, который был построен маврами в 14 в. на руинах римской крепости. Больше зданий арабского периода в городе не сохранилось, так как с 1410 года - христиане, начали грандиозное строительство церквей и монастырей на месте мусульманских мечетей и мавританских дворцов. Но, за то зданий в стиле мудехар огромное количество.
Включение в ходе Реконкисты новых территорий в состав христианских королевств породило особый феномен — городские мусульманские общины, ведущие относительно автономное существование в христианском окружении. Продолжали существовать деревни, население которых состояло из мусульман-земледельцев. Муде́хар, в переводе — прирученный, домашний — назывался представитель мусульманского населения, которое оставалось на территории Пиренейского полуострова, отвоёванной у арабов.
Безусловно, возвращение христиан в их прежние владения не могло не привести к огромному оттоку мусульманского населения за пределы Испании. Часто этому способствовала и внутренняя политика королевской власти. Но далеко не все потомки приверженцев Ислама оставили теперь уже свою родину, предпочтя христианского короля участи бездомных нищих. Первоначально мудехарам было разрешено сохранять свои земли, законы и обычаи, исповедовать ислам. Однако в ряде мест в нарушение договоров они подвергались преследованиям (в частности, должны были носить особую одежду, выделявшую их из остального населения). После падения в 1492 г. эмирата Гранады мудехаров стали насильственно обращать в христианство.
Жуткое событие произошло во Фрихилиане. Арабы появились здесь в 711, в 9 в. они построили замок - крепость на самой высокой точке селения . В 13-14 веках Фрихилиана входила в Гранадский халифат. Деревня была отдана христианским войскам в 1485г. без кровопролития. Какое-то время на этой земле мирно уживались христиане, евреи и арабы, но постепенно мавры были лишены многих прав, которые они имели (они обрабатывали худшую почву, был запрет говорить и писать на их языке, носить их традиционную одежду). На этой почве вспыхнуло мавританское восстание. В 1569 г. войска Филиппа II жестоко подавили это восстание. Холм, на котором расположена деревня, был местом заключительного сражения, и поражения мавров. Остались фрагменты старой крепости, о которой сказано, что много мавров бросилось с неё, чтобы не быть захваченными христианами. Несколько метров стены каменной кладки - это все, что осталось после Сражения Peñón de Frigiliana, в 1569. Изразцовые памятные таблички на стенах домов, рассказывают о трагической истории маленького, кажущегося безмятежным, городка. Ряд из 12 плиточных мемориальных досок детализирует в рисунках и текстах летописцев хронику сражения 'Battalla de Peñon'. Но, честно говоря, городок как игрушечный, и гуляя по нему, совсем не хотелось вспоминать про страшные исторические факты.
Не только арабы явились жертвами религиозной нетерпимости. Пострадали и евреи, верно служившие христианской Испании и ее монархам, представляющие собой активный торговый класс и образованную элиту, занимающую многие административные посты. Это было неизбежно, так как сосредоточенные в их руках богатства стали причиной зависти и ненависти среди прочего населения, видевшего себя в роли защитника христианства от неверных. Во времена Реформации боязнь ереси привела испанскую церковь к категорическому неприятию всех новых идей, в результате чего Испания погрузилась в столетия «умственной» нищеты.
Среди европейских стран именно в Испании присутствие мусульман было самым продолжительным. После почти восьми веков господства исламское государство Аль Андалус было в конце концов повержено. Но оно успело пустить глубокие корни в культуре Андалусии и всей страны. Из всех европейских языков, испанский язык подвергся наибольшему влиянию со стороны арабского языка. Всего в нем насчитывается около 6000 слов, пришедших из арабского языка.
В 12 — 16вв. возник своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании, в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля, который стали называть «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. В стиле «мудехар» были сохранены основные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах. Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса.
Внутри стиля различают два направления. То, что получило название «народного мудехара», развивалось спонтанно в областях, отвоёванных испанцами, где традиции мавританского искусства были довольно естественно применены к религии и бытовой культуре христиан. Постройки «народного мудехара» охватили области церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и они отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими. Стиль «народного мудехара» характерен для многих севильских храмов. Храмы строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Черты мавританской строительной традиции ощущаются в этих постройках гораздо отчетливее, чем воздействие готических форм.
«Придворный мудехар» складывался по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до 16 века включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. К данному направлению относятся части Севильского Альказара. В фасаде здания, которое при католических королях достраивали, видны черты сходства с архитектурой гранадской Альгамбры. Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные правителем эмирата Мухаммедом V по просьбе кастильского монарха. В традициях «придворного мудехара» были сооружены другие севильские дворцы.
После все этой информации, я думаю нельзя сказать однозначно, что арабы нанесли не поправимый ущерб своим присутствием на Пиренейском полуострове. Наоборот, многое из их культуры, архитектуры, науки внесли огромный вклад в развитие Испании, и не только Испании.
Но, не надо забывать – испанцы народ веселый!!! Основываясь на исторических событиях, в Испании появился красочный праздник "Мавры и христиане". Праздник связан с периодом арабско-мусульманского владычества и последующей Реконкисты. Любопытно, что праздник этот отмечается до 150 раз в год в самых разных регионах страны, на юге - в Кордобе, Мурсии, Альмерии и Кадисе, в центре полуострова - Теруэле и Толедо, на севере - в Сарагосе и Оренсе, на востоке - в Валенсии и Кастельоне. Временной диапазон очень широк: с первых дней января в провинции Куэнка и до последних чисел декабря в Аликанте. Форма его проведения разнообразна: от шествий, танцев, куплетов, парадов и демонстраций до театрализованных сражений и представлений. Особенно красочны эти празднества в тех районах Испании, где мавританское присутствие было более длительным, на юге и востоке страны!
Да, может быть отзывы об Испании у меня получаются более идеализированными, но это только потому, что мы очень полюбили эту часть Европы со всеми её недостатками, хотя их немного и они не значительны. Ну, не хочу и не могу я писать об Испании плохо! Этот отзыв я посвятила интересным фактам из истории Испании, может быть кто-нибудь увидит эту страну другими глазами!
Оценка отзыва: 5 - захватывающе