«Sargi mani, aizgājušā milestiba»

    Вот моя любимая погода:
    Серое покрытье небосвода.
    Полное безветрие и редко
    На асфальте - дождевая метка.
    Это не врожденное пристрастье
    А приобоетенное в ненастье,
    Вызванное долгими дождями,
    Сильными промозглыми ветрами.
    Небо голубое - слишком резко.
    Солнце - это слишком много блеска.
    =============================
    Феликс Борисович, радость моя, ты помнишь, кто это сказал?
    ===============================
    Как человек, отягощенный опытом работы на финансовом рынке, знаю я, что все спонтанные решения – суть крайне правильные. Так говаривал много лет тому назад один мой приятель… Сидела это я на работе 10 сентября, глупо глядя в монитор, и твердо зная, что самый продуктивный способ борьбы с горем – это работа. Но при этом я плохо понимала, что я делаю на этой работе… И приходит ко мне шеф (новый). И вопрошает мой начальник (это были чуть ли не наши первые слова, сказанные друг другу): А не хотите ли Вы проследовать в командировку? Отдираю себя от монитора, и говорю – ваще-то нет, я в отпуск хочу, он у меня по графику вот тут как раз назревает… Но какая-то глубинная подсказка в черепной коробке открывает мой вербальный канал и спрашиваю я шефа в спину – а куда командировка – то? Он – в Ригу. Ну, в общем, я тут же сообщила ему – я еду.
    =====================================
    Мне было все равно, с кем в Ригу ехать, и что там делать. Хоть на ушах стоять. На удивление, тема оказалась очень даже моя. Один уважаемый банк и одна (их по пальцам то можно пересчитать) платежная система желали рассказать нам всем о преимуществах новой технологии бесконтактных платежей. Ну это когда платишь картой, даже не вводя ее в считывающее устройство – а лишь его касаясь (прошу не ржать. Такие карты уже в России выпускаются). Так нарассказывались, что в итоге моя приятельница Лена (у нее такая карта уже есть, она вечно на себе первая опробывает что-то новое. Потом долго ругается) в ожидании самолета на МСК пыталась скупить весь дьютик. Но это пол беды – она этой технологией и дырами в ней замучала уважаемый банк и уважаемую платежную систему… Дело было в отстойнике, уже перед вылетом – самолет задержался, а назад, в шенген, уже ходу нет. Короче, фанаты Пей Пас (Pay Pass) рыдали… А я теперь даже могу работать кассиром по приему безналичных бесконтактных платежей. Вот как меня выгонят с моей нонешней работы – так в кассиры и подамся.
    =======================================
    И так — Рига, столица крошечного государства Латвия, что на северо-запад от Москвы, 26-29 сентября 2012 года.
    Государственный язык (latviešu valoda) — латышский (а не латвийский, как я часто встречаю в отзывах…). Входит в группу летто-литовских языков индоевропейской семьи. немецкой группы. Один из официальных языков Евросоюза (меж прочим). В принципе, это информация излишняя, в Риге вполне все говорят по-русски (кто лучше, кто хуже, но всех понять можно).
    ===================================
    Но самые основные слова приведу (вдруг кому да сгодятся)
    Paldies (палдиес) – спасибо
    Ludzu (лудзу) – пожалуйста (в смысле, пожалуйста, говорите…)
    Nav par ko (нав пар ко) – пожалуйста(в смысле, не за что) (дословен перевод – не за что)
    sveiki (свэйки) – привет-пока
    Es nesaprotu (Эс нэсапроту) - Я не понимаю
    Lab rit (лаб рит) – доброе утро
    Lab dien (лаб диен) – добрый день (оно же – здравствуйте)
    Lab vakar (лаб вакар) – добрый вечер
    Ar labu nakti (ар лабу накти) – спокойной ночи
    Palig (палыг) - на помощь (но особо-то не усердствуйте)
    Uzmanibu (узманибу)- внимание
    ieeja (иеэя) - вход
    izeja (изэя) – выход
    Эс нэбию рупюш, эс тачу нэзинааю, ка ююс айз стуура стаавиет — И вовсе я не грубил, я же не знал, что вы за углом стоите
    ===============================
    Национальная валюта – лат. Примерный курс пересчета лата на рубль таков — 1 лат стоит сейчас 54-57 рублей (моя карточка уважаемой платежной системы пересчитывала по курсу 54, карточка другого банка, той же системы, владелец ее – все та же Лена – по 57). Один раз моя подруга Наташа решила, что ее уважаемый банк пересчитал ей лат по курсу 117 рублей, и чуть Рига не взлетела на воздух…(аминь). Наталья очень громко ругалась на тему преимущества платежей картами… Но быстро оказалось, что и на старуху бывают фальшивые ноты в баянных ариях – короче, один звонок в МСК, и все утряслось (Наташка просто не ту строчку в выписке посмотрела). Я, дабы не угружать свою черепную коробку пересчетами, всегда считаю так – один лат – это примерно 2 доллара. Поэтому – еда в Риге (и выпивка) по сравнению с МСК жуть как дешевы. Одежда – цены московские.
    ====================================
    Время отстает от московского на один час. Когда самонадеянные москвичи не переводят часы (ну чего там? Всего же один час?)– получается весело. У меня были переведены часы, но не переведен телефон. Иногда я с телефоном в глубокой ночи здоровалась – почему-то мои коллеги могли до 5 утра гулять, а потом считать, что в 9 часов они будут выглядеть бодрячком-))) Ладно, они, но меня то зачем будить?
    =================================
    Одно из фЫеерических переживаний командировки – в ночи я осознала, что у меня не работает холодильник (ну мини-бар). А у меня на руках сыра кило три. Сижу я это в пол первого ночи на ковре в номере и страдаю страдмя прям. Думаю, идти по коллегам, сыр в их холодильники пихать, или идти на ресепшен юношей строить. Слушаю шорохи у двери – в номере отеля карточная система доступа в номер (ну по кодированной карте). И голоса за дверью – слушай, а это вообще мой номер? – да твой, твой. — А чего карта не срабатывает? — А ты ее не так суешь. — Нет, погоди, это вроде бы не мой номер — А чей? (гомерический хохот в моей душе)
    ========================================
    Впрочем, за день до этого диалога и я тоже была дивно хороша. Прилетели, заселились. Убежали в старый город. Прибегаем обратно, к званному ужину — а у меня карта не работает. Спускаюсь на респешен и спрашиваю – скажите, а в каком номере я живу? Ответ — а у вас есть сомнения? Я (с собаковидным выражением на лице)— нет, сомнений нет, я живу в 345, но почему-то меня в него карта не пускает. — Ах-ах, давайте перекодируем… Вы ее рядом с источниками электроэнергии не держали? — Это вопрос к специалисту по бесконтактным платежам что ли?
    ==========================================
    Вот я и думаю, а если бы и коллегам карту перекодировали? Они дверь открывают – а я сижу на ковре в обнимку с сыром… И с бесконтактными платежами… (холодильник на утро включила горничная, он был в обмороке просто. От меня видимо – от меня вся техника мрет в радиусе за версту.)
    =========================================
    Мы летели в Ригу самолетом. Первый раз я этот город посещаю по воздуху. Время в пути – 1 час 30 минут. Летели «Аэрофлотом», в 10-50 из Шереметьево, обратно – им же, но с задержкой в два часа – в МСК компания меняла борт (так тактично сообщила нам стюардесса). В итоге вместо 3 часов дня были в МСК в 17. Но это мелочи. Обратно летели на Николае Прежевальском, великом русском путешественнике (это если кто не знает, что у «Аэрофлота» большинство бортов – именные). Разграбили дьютик в рукаве. Жаль, не работал лоток по продаже прохладительных напитков. А то я не могу неразбавленный Rigaz melnais balsams из горла пить. И не я одна. Поэтому аэропорту (и рукаву), считай, повезло. А то он просто отделался умными беседами, а не разгромом и пьяной дракой (параллельно с нами время до рейса коротали пассажиры на Лондон)
    ==============================================
    Чем Аэрофлот лучше «Эйр Балтии»? Нормой бесплатного провоза багажа. У Аэрофлота все же 23 кг на человека, вместо 8 кг «Эйр Балтии». А я (опять же) вся была в сыре… (ща меня опять обвинят в том, что я все о жратве).
    =================================================
    А и пуЗДь обвинят. Напишу ка я о еде (а не спеть ли мне песню о любви? А не выдумать ли новый жанр?). О красотах Риги все уж давно переписано (ик), кто их не любит – я все равно же не убедю человеков Ригу Увидеть. А кто видел и любит их — чего им писать-то? они сами все знают-))).
    =================================================
    Нет, Домская площадь, залезание на шпиль Собора Святого Петра, бросание монеток в Даугаву, прогулки по пустому городу под дождем, покупка магнитов и варежек и возложение пальцев пасть к чуждому ослу из города Бремен — также как и танцы под барабаны - это все было. Kas bijis – bija?
    ==========================================
    А также были Три брата, Гильдия Черноголовых. Пороховая башня, собор святого Якоба (я в него даже зашла), Дом с кошками, памятник ливам. И много чего другого… мы даже в Собор Рождества Христова зашли, я там даже сорокоусты заказала. Меня там даже обгавкали – пусть будет хорошо тому человеку… Хотя мне всегда странно – в православных храмах в Греции, Египте, еще в куче стран – фотографировать можно. В буддистских храмах в Тае – можно (лишь во время глубокой медитации нельзя). В большинстве мечетей Стамбула (ну куда пускают немусульман – можно). В католических Храмах всего мира (той же Риги) – можно. Я даже в свтилище Шивы в индии – и то фотографировала (то еще место о радостности, надо сказать). А вот в православных церквях России и той же Риги – ни-ни (хотя я и фотографировала уже ЗА храмом).
    Впрочем. Фотографии храмов Риги у меня остались с прошлогоднего визита – вопрос решался просто – батюшки разрешили.
    ======================================
    Поэтому все же – поесть и выпить.
    ========================================
    Организованно мы посетили два ресторана Риги (на третий, в Юрмале, забили). Первый находит в галерее «Рига» — улица Дзирнаву, дом 67, 7 этаж (ресторан называется Ciros Pomodoro). В ресторане есть открытый балкон с видом на Старый город (и часть нового). Там мы курили, гоняли чаи (ну и пиво тоже), а также трепались с видом на отель «Рэдиссон Блю» (в моей молодости он назывался «Латвия»).
    ==============================
    Во второй день мы посещали ресторан «Калькю Варту» в самом центре Старого города на улице Калькю, дом 11, строение 1 (с видом на Русский театр). Вот именно там мы плясали национальные танцы и пытались выговорить слово узкоколейка, состоящее из 4 слов (я из них опознала лишь слово путь – Ceļš (как вспоминаю словосочетание «1947г. Колхоз "Lenina cels" (Путь Ленина) Латвийская ССР», так вздрагиваю). Все вкусное и изумительно свежее. Но все отлично, когда платишь не сам.
    =======================================
    А вот сами мы были в двух сетевых забегаловках (помимо отеля, где нас кормили очень вкусно). В первый день мы засели на Домской площади в ресторанчике «Нет проблем» (Nekadu problemu). Я там дорвалась до сардин – и они были самым невкусным блюдом в моем четырехдневном репертуаре. Нет, они были изумительно вкусные. Но на мой вкус – солоноватые (я же даже яичницу не солю). И по темному пиву «Баускас» я там присела (иного не было – выпили заезжие варяжские гости, толи заливающие горе, толи вспрыскивающие радость).
    ==================================================
    А в последний день мы с Наталией засели в моей любимой сети «Дабл кофе» (Double coffe). Время – 22-30, у обеих на руках – ну латов 10, зато обе при карточках и жрать хотим неимоверно (наше здоровье было подкошено длинным сидением на семинаре). Спрашиваем на входе – карты принимаете? – Да, отвечают. Но только не принимаем новые карты Сведбанка. У них там какая-то новая технология (мы переглянулись). Уселись. Заказали. Я – драники (о, детство мое!) с грибами, и куриное филе с картошкой (без картошки не давали). Наташка — сырный салат и то же филе. Спрашиваю – что бум пить (я просто не люблю сухое вино). В итоге пили – она – бутылку сухого красного чилийского вина (ну просто бутылка стоила по акции 2 латов и 20 сантимов – это 120 рублей – а такое в Моске мыслимо ли?), а я – два коктейля (второй с собой упаковали, как и вино) пина-колада за 3,50 лата оба (тоже по акции). И того счет – 20 лат 20 сантимов. Мой банк поперхнулся от такой суммы и списал с карты 1180 рублей. Где я в Москве так поем и выпью? Ответ – да нигде.
    =========================================
    Год назад Оля (Тропиканка) спрашивала у меня – что, поеду ли я снова в Ригу? я отвечала – когда-то – да, непременно. Иногда будущее складывается даже быстрее, чем мы того хотим. Но когда я стояла в парке Эспланада на перекрестке Бривибас и Элизабетес, задрав голову на громаду «Рэдиссон Блю», я знала – я дома. И уехав из Риги, я знаю – я вернусь.
    ==========================================
    В одной из самых замечательных космических саг Падишах Император Обитаемой вселенной Пол Атридес спрашивает у своей матери, леди Джессики – какую бы ты планету хотела взять себе? — Отдай мне Келадан, мой водный, мокрый, беспредельный Келадан, — отвечает самая могущественная женщина вселенной. Иногда я понимаю, почему из всем планет леди Джессика выбрала водный мир. Потому при всей своей любви к тропикам, я неизменно буду стараться вернуться в Ригу. Потому что я не знаю, какими словами можно описать термин «любовь».

    Другие отзывы автора:

    Этот отзыв оценили:

    Комментарии (31)

    Эх, Лена, как хорошо ты написала про свою любимую Ригу, душевно. Действительно, город, в который хочется вернуться.........
    как же это здорово... мы день за днем разматываем клубок, чтобы связать все воедино... наверное, каждый из нас испытал это ЧУВСТВО, которое есть, как Вы правильно написали, Лена - "не знаю, какими словами можно описать термин «ЛЮБОВЬ»." Спасибо! Душевно и приятно!
    Виктория (Киев) (03.10.2012 00:10)
    Лена, как всегда, поэтично, с легкой долей юмора и громадной любовью к Риге!! Круто!!!!
    Как всегда замечательно, с юмором!
    Представила себе картину : ночь, темная комната и в центре комнаты на стуле девушка с сыром и с горестным видом.
    Картина маслом - " Девушка, обнимающая сыр"...
    По поводу умирающей техники...У меня так с наручными часами происходит, стоит слегка показать эмоции - все, привет, часы встали и на долго...
    Весело!!!!!
    irinus (н.новгород) (03.10.2012 08:30)
    Лена, классно! Профи,одно слово!
    Замечательно!
    Irina (Москва) (03.10.2012 11:38)
    Спасибо, Лена, очень интересно и весело))) "Девушка с сыром" - отдельная песня))) Действительно, так и представляешь себе такую картину: ночь... ковер... девушка... сыр... шорохи за дверью...)))
    Елена Гостева (03.10.2012 11:57)
    на тему техники - как говаривал мой первый муж, найденный мною в Риге 18 июля 1986 года под часами "Лайма": "Женщина и техника несовместимы". Вот мини-бар мне это и припомнил.
    Одна поправка - я не на стуле сидела, а на ковре! (мини-бар то на полу стоит, я в шупала все стенки, пытаюсь понять, что он таки, гад, нет, не охлаждает-)))
    Сыр в целости довезен до дома! И часть его уже поедена коллегами на работе!
    да, Лена, обещание выполнила! Снова побывала в Риге. Любовь твоя к этому городу в каждом слове, в каждой фразе. Это точно твой город!
    Елена Гостева (03.10.2012 13:36)
    Оля, мой-мой-) он со мной на эту тему и не спорит!
    Инна (Москва) (03.10.2012 13:39)
    Замечательно!
    эх, хорошо!... люблю, когда с любовью!
    а также с юмором и с собственным стилем
    и знать не знала, что можно летать на Пржевальском! Коли занесет в аэрофлотовский рейс, непременно гляну на ком лечу!
    Елена Гостева (03.10.2012 14:16)
    Лен, в начале полета обычно в честь кого назван борт - экипаж сообщает-)))
    Комментарий заблокирован автором отзыва!
    Елена Гостева (03.10.2012 17:13)
    романтично.. хымммм.. не замечала этого в себе (надо в зеркало посмотреть получше)
    D 12 (Красноярск) (03.10.2012 18:08)

    Прекрасно, Леночка, впрочем как всегда.
    Елена Гостева (03.10.2012 18:29)
    Ир, нравится мне твое "как всегда"-)))
    Молодец,Лена!Полезное с приятным совместила.
    Вот и я дочитала... действительно романтично.
    Про сыр улыбнуло, а вот последний абзац растрогал...
    Лена, пусть Вам жизнь чаще преподносит такие сюрпризы, чтобы возвращаться именно в Вашу Ригу снова и снова...
    Елена Гостева (04.10.2012 18:44)
    Вероника, как-то сыр и романтика плохо сочетаются, на мой взгляд-) ну а я пока - в Грецию снова!
    На мой неискушенный взгляд, ты тут не романтичная (хотя местами есть), ты тут стебешься-) Над МастерКардом в первую очередь - сильно он тебя, видимо, утомил-)
    Римма (Вязьма) (05.10.2012 20:24)
    Немножко всгрустнулось и захотелось в Ригу. Она чудо, как хороша. Я в нее влюбилась зимой, а посмотрела Ваши фото и поняла, что она хороша всегда.
    Анна (Химки) (06.10.2012 16:19)
    Про еду очень вкусненько!
    Лен! Классно, как всегда впрочем, )))) Рига в отзыве настолько очаровала, хотя и не знаю чем, что очень захотелось туда на Новый год почему то))))
    Лен! Классно, как всегда впрочем, )))) Рига в отзыве настолько очаровала, хотя и не знаю чем, что очень захотелось туда на Новый год почему то))))
    Елена Гостева (15.10.2012 12:07)
    Римма, о да! Рига хороша всегда! я жила в этом городе, поэтому могу об этом смело заявлять!
    Тань, езжай на НГ, кто ж тебе мешает? я могу присоединиться-)))
    Аня, береги силы на Берлин-) я про еду-))))
    Хороший подарок от руководства - командировка в любимый город )))
    Татьяна (Рига) (21.12.2012 18:41)
    Спасибо за хорошие эмоции. Очень много позитива и любви. Читала отзыв, как будто подарок получила.
    Елена Гостева (28.12.2012 17:16)
    Татьяна - да пожалуйста. Я люблю этот город, он для меня - лучший в Европе!

    Новый комментарий

    Что бы оставлять комментарии на сайте, Вам нужно Войти или Зарегистрироваться

     
    Найти ближайшее турагентство: Москва, Подмосковье, Санк-Петербург, Россия, Украина, Казахстан