Муж долго уговаривал меня разместить сей его опус на Турах, я месяц от него отбрыкивалась, вопя, что это полный не формат, а его личные мысли; что тут нет ни одной полезной инфы, которая могла бы пригодиться реальному путешественнику! На что получила любопытный ответ: «Зашибись! Значит как узнать время с помощью птичек или как одежду скатывать трубочками-это формат (форум-лайфхак)! Ты не понимаешь, а вдруг хоть один человек, прочтя моё скрипение пером, полюбит Карелию так же как и я! Он заразится её энергией и захочет самостоятельно посмотреть на застывшее время!» Короче, уломал((( Взгляд на Карелию, как всегда, с другой стороны дивана...
Глава I. Подготовка.
На календаре был конец зимы. Скоро весна. Робкие солнечные лучи начинали понемногу согревать землю и напоминать зиме, что её время на исходе. В голове всё чаще возникали планы на предстоящий отпуск. Как говорится: «Ничего не предвещало…». Вот в это прекрасное время и состоялась та встреча, которая перевернула моё отношение к отпуску и местах его проведения в частности.
В один из субботних вечеров меня занесло на встречу старых друзей. Разговор под рюмочку чая плавно перетекал от одной темы к другой. Обсуждали международные события и прекрасных дам. Чем теплее становилась обстановка, тем чаще произносилось слово «Карелия». Вот тут я сделал, наверное, самый необдуманный поступок в своей жизни, т.е. «похвастался своим умением в среде профессионалов своего дела». Я с гордостью заявил, что я тоже был в Карелии, ездил туда на экскурсию. За столом воцарилась пауза, друзья снисходительно посмотрели на меня и сказали, что я как тот «театрал», который сходил в театр, побывал в буфете и ушёл домой, а теперь везде и всюду всем рассказывает, что он был в театре. До конца вечера тема беседы была только одна: «Карелия и по какой реке можно сплавиться». Мои робкие возражения о том, что я уже там был, не принимались. Вечер закончился на положительной ноте.
После той встречи прошло несколько месяцев, зима давно забыта, весна передала свои права лету. По городу полетел тополиный пух, наступала июньская жара. Мысли плавились, как асфальт, и работать не хотелось. Вот в один из таких дней позвонил мой давний знакомый и радостно сообщил, что до похода осталось менее двух месяцев, и подготовка к нему переходит в свою активную фазу. Не дав мне времени высказать свои сомнения, его речь заключалась в том, что сроки и маршрут, по которому мы пойдём, определёны, а должности распределены. Мне досталась должность матроса-чайника, т.к. я иду первый раз, а он мой капитан, но отчаиваться не стоит, т.к. «чайник» не диагноз, им нужно просто переболеть как насморком весной.
Дальше жизнь потекла в совсем ином временном континууме. При подготовке к походу на многие вещи начинаешь смотреть по другому: так моё предложение взять билеты в купе было отвергнуто, по причине того, что в купейном вагоне нет багажных полок. В правильности такого утверждения я в скором времени убедился сам лично. На мой наивный вопрос: какие вещи брать с собой? мой капитан разрешил мне проявить самостоятельность. «Сам составь список вещей, которые ты считаешь нужным взять, и покажи мне», - такими словами напутствовал меня капитан. Составленный мною список был на два листа А4 и заканчивался пунктом: тазик медный для салатов. Взяв список, мой капитан, не читая, сразу отправил второй лист в корзину, а первый только пробежал глазами и спросил:
- А где сигареты?
- Я не курю.
- Тогда можешь оставить тазик медный, накроешься в случае чего…
Наступило время упаковки рюкзака и других полезностей. Глядя на эту гору вещей и продуктов, которые мне предстояло втиснуть в казавшийся поначалу огромным рюкзак, я начал понимать: почему мой капитан сразу выкинул второй листок списка. При укладке и от первого листка списка осталось меньше половины. В результате всех этих «танцев с бубном» мой рюкзак весил порядка 32 кг. Когда едешь путешествовать на машине или самолёте весом взятых вещей никогда не заморачиваешься, тут же я впервые пожалел верблюдов и дал себе обещание: никогда не кататься на них по пустыне. И вообще вступить в какое-нибудь общество защиты животных.
Вечерний Ленинградский вокзал в июле напоминал птичий базар или великое переселение народов. Такого количества «турья» на 1 кв. метр трудно найти, а количество рюкзаков, упаковок, баулов, детей и животных на них вообще не поддается счёту. При объявлении посадки на поезд «Москва-Мурманск» вся эта толпа, словно волна цунами, сметая все на своем пути, двинулась на посадку. Окончательно разместившись в вагоне и распихав по всем закоулкам вагона свои рюкзаки, все участники похода собрались в общем отсеке. Среди них были старые знакомые и новые лица, с этими людьми в ближайшие две надели, мне предстояло разделить все радости и тяготы жизни. Поезд мягко тронулся и под стук колес понес меня в новое для меня приключение под названием «Большой Карельский поход»…
Глава II. Дорога.
В одной из песен группы «Машина времени» поется, что «…вагонные споры последнее дело, когда больше нечего пить…» Сейчас я с «машинистами» не согласен, в вагоне всегда есть чего пить и всегда есть о чём поговорить. Вечер прошел под воспоминания о прошлых походах, в знакомствах с соседями по вагону из других групп. Удивительно, как быстро сближает людей общие цели и интересы, а особенно общие напитки. В Твери дружно встретили и помогли разместиться таким же братьям туристам. Как и положено угостили. Подводя итоги ночи, под утро весь вагон был убеждён: «Адмирал в группе главный, а завхоз жмот, потому что спирт зажал и не даёт»!
Вот за окнами потянулись типичные карельские пейзажи, вот уже начинают выходить на своих остановках, ставшие уже родными соседи по вагону. На часах полночь, а за окном светло – белые ночи, господа. Настоящие белые ночи. Вот и наша станция, стоянка поезда 2 мин. Как успеть все наши вещи выгрузить и не забыть ничего? Добрый дядька проводник и его коллеги из других вагонов вывешивают красные флажки; машинист ждёт пока мы полностью выгрузим весь свой «шмурдяк» на перрон. Спасибо тебе, добрый дядька проводник. Дав прощальный гудок, поезд уносится дальше на север. Наступила ТИШИНА. Глядя на уходящий поезд, я подумал: «А ведь в ближайшие две недели, цивилизации в нашем городском понятии не будет…». И как подтверждение этих слов, меня окружили полчища комаров. Это потом я привыкну к постоянному назойливому их писку, а сейчас мне показалось, что все комары Карелии слетелись испить моей кровушки и никакие репелленты меня уже не спасут. Сразу захотелось догнать уходящий поезд и прыгнуть на подножку. Теперь мне стало понятно, почему поезд стоит 2 минуты, чтобы исключить такие попытки.
Схема логистики в поездках никогда и нигде не меняется, если в разных странах мира будь то аэропорт или вокзал, вас всегда встречают более или менее культурные таксисты, то Карелия в этом плане не исключение. На перроне нас встречали местные «бомбилы». Автопарк местных «бомбил» соответствовал условиям эксплуатации. К месту сбора наших судов нас готовы были доставить на детищах советского автопрома марки «УАЗ», именуемые в народе «Буханка» и «Козёл». По автобану типа «грейдер», весело прыгая на ухабах в течении 2-х часов, мы добрались до реки. По дороге словоохотливый водитель рассказал нам свои истории из жизни и истории карельского края, никогда я ещё не слышал более интересный и эмоциональный рассказ. На прощание, оставив свой телефон, водитель обещал нас забрать через две недели в условленном месте, помахал нам рукой на удачу и умчался в туман.
Глава III. Сплав.
Сборка байдарок, упаковка вещей и вот он тот миг когда, лодки, легко скользя по глади реки, понесли нас в неизведанные дали. Вставало солнце, рассеивая туман над рекой, день обещал быть жарким. Здравствуй, первое походное утро в Карелии!
Сидя в байдарке, мой капитан передавал мне все премудрости управления байдаркой. Первым постулатом управления была фраза, что мат на корабле не мат, а команда! При выполнении команды «Правой», «Левой» матрос должен с остервенением грести указанной рукой. При команде «Прямо» должен с таким же усердием грести, но уже двумя руками. При команде «Табань» грести также двумя руками, но в обратном направлении. Для ускорения действий матроса к вышеуказанным командам капитан может добавить приставку «..ля». При команде «Пи…ц» матрос должен принять все меры к моментальному покиданию судна, иначе мне пригодится мой медный тазик. Но не дай Бог при этом потерять в реке весло: «ложками всю дорогу грести будешь!!!» Вот так по-доброму проходил мой курс молодого матроса. Ну, и напоследок капитан научил меня ещё одной премудрости: «Из экипажа ничего не должно уходить...». Вот такие нехитрые советы помогли мне в дальнейшем быстро превратиться из матроса-чайника в настоящего матёрого туриста-водника.
Солнце светило все ярче и жарче. Мудрейший адмирал дал команду приставать к берегу и располагаться на стоянку. Все дружно занимались общим делом: дежурные готовили еду, кто-то рубил дрова, кто-то натягивал тент и только завхоз, уединившись, разводил положенную на сегодня дозу спирта. На конец-то обед готов. Главный «виночерпий» разлил спирт по кружкам. Первый тост за первый ходовой день, от второго отлить за погоду, третий за тех, кто на воде. На сегодня план выполнен, можно расслабиться. Рыбаки расчехлили спиннинги. В округе рядом с нашей стоянкой, которая приютила нас, в огромном количестве росли грибы, черника и морошка. Кто-то просто лежал на солнце и загорал. Я занялся более привычным для себя делом, достал фотоаппарат и как лось помчался заснять всю красоту, которая окружала нас, попутно собирая все дары природы. К вечеру первого дня наш стол был полон грибов, ягод, а на земле лежали первые трофеи в виде трёх щук и нескольких окуней. Голод нам явно не грозил. Песни под гитару у костра скрасили вечерний ужин.
Утро следующего дня было солнечным и добрым. Впереди нас ждали новые места и новые впечатления. После завтрака завхоз перед сплавом раздавал всякие туристические «наки» в виде конфет, сушек и сухарей. По неопытности я хотел было отказаться от своей доли, но капитан мне напомнил заповедь о том, что из экипажа ничего не должно уходить. В последствии, в правильности данной заповеди я убеждался не раз, когда менял свою долю сала на колбасу, а капитан вечером за ужином отдавал мне свои 50г. за сплав.
Впереди нас ждали препятствия: шеверы и пороги. Первый мой порог шумел ещё издалека, пропустив вперёд более опытные экипажи, мы приготовились к броску. Освежив в памяти все команды, я как школьник перед экзаменом, слегка мандражировал. Осмотрев сверху порог капитан, спокойно направил наш «корабь» вниз. Первые валы окатили меня с ног до головы. Лодку кидало из стороны в сторону, река так и норовила кильнуть нас, и поставить лодку к верху дном. В голове мелькала мысль «мы сейчас точно перевернёмся, зачем я на это согласился». Но на удивление все прошло гладко, не считая промокшей одежды.
В дальнейшем, по мере похождения порогов, росло мастерство и уверенность, иногда даже катались по порогам на обыкновенном надувном матрасе. Интересно было наблюдать, как взрослые мужики, словно утята с криками и гиканьем сваливаются в порог на матрасе. Но река не была бы рекой, если бы однажды не показала свой крутой нрав.
Подходя к порогу, по отработанной схеме огляделись, ничего критичного впереди не виделось. Стали заходить и свалились в водяную бочку, водяная бочка образуется вертикальным завихрением воды в обратную течению сторону, в общем барабан в стиральной машине. Первый вал накрыл и прижал меня с такой силой, что я впервые пожалел, что я не «ихтиандр» и не могу также свободно барахтаться в воде. На выходе из бочки на самом гребне волны наш «корабь» задержался, как памятник туристической глупости и самоуверенности, а ещё через секунду я понял: недолго мне быть памятником. Капитан предательски молчал, и я повернулся поинтересоваться: «А почему, собственно, отсутствует руководящая роль капитана? Где его команды?» Обернувшись назад, я увидел только вал бурлящей воды и капитана, который в этот момент словно Афродита пытался выбраться из пены. Команду «Греби, б..я» я услышал на ментальном и телепатическом уровне, даже если бы капитан и случайно забыл бы мне её дать, я в этот момент её бы сам себе отдал. Сила и мощь моих гребков была сопоставима с силой турбин гидроэлектростанции. Если бы в этот момент меня бы заставили откачивать воду из тонущего «Титаника», я бы откачал бы её всю, и корабль был бы спасён. Но сейчас меня больше волновала наша судьба и судьба нашего корабля. И вот когда казалось бы всё, уже всё позади и впереди замаячила гладкая ровная гладь воды, река подкладывает нам на дне камушек, с которого нам не суждено съехать, и мы продолжили дальше своё путешествие отдельно от лодки в одних спасжилетах. Дальше друзья проводили спасработы, вылавливали нас, лодку, вещи. Почти всё спасли, но река всё-таки взяла свою дань в этот день в виде двух подносов и одного спиннинга.
На берегу нас уже ждали друзья, в кружках было налито всем за спасработы, а мне ещё и «килевые» за первый киль. Все меня поздравляли и даже капитан, который казалось бы должен был меня поносить и разносить, только тихо сказал: «Всё правильно сделал и даже весло из рук не выпустил». В дальнейшем наш экипаж так и называли «Два подноса». Кстати, подносы нам потом вернула другая группа, которая нас обогнала на этом пороге.
Глава IV. Днёвка с баней.
Новый день в Карелии никогда не похож на предыдущий. Каждый день это новое место ночевки. На самых красивых берегах всегда делается днёвка. Пейзажи меняются славно картинки в калейдоскопе. Закаты и рассветы поражают своей палитрой красок. Вода в озёрах чиста и прозрачна. Вечерние посиделки у костра под звук гитары наполняют душу положительными эмоциями и позитивным зарядом на весь год.
В середине похода на самой красивой стоянке по традиции всегда организовывается днёвка с баней. Баня в походе - это не простая банальная помывка с горячей водой, а целый ритуал. Это праздник души))) Пока одни топят печку из сложенных камней, другие сооружают каркас для бани. Младшее поколение носится по лесу, собирая ягоды, женская половина колдует над пирогом с черникой. Из ягод варится компот и варенье. Завхоз достаёт специальную банную раскладку. В банный день по традиции готовиться борщ. Но самое главное в этот день принято удивлять своих друзей, все достают из своих рюкзаков тайные заначки, называемые в среде туристов – неучтёнка. Неучтёнка - это те вкусности, которые каждый берёт с собой, помимо тех обязательных продуктов, которые расписал завхоз, и достаёт в качестве сюрприза к столу. Пар в бане расслабляет, а неучтённое пиво, охлажденное в реке, поднимает настроение. Вечернее меню, количеством блюд может поспорить с меню некоторых ресторанов. Вот только несколько блюд из банного меню: Холодные закуски:
- грибы солёные, - овощные салаты, - рыбка копчёная;
Горячие блюда:
- борщ;
Вторые блюда:
- плов, - щука жаренная;
Винная карта:
- неучтённые виски, коньяк, - ягодная настойка на спирту, - пиво;
Десерт:
- пирог с лесной ягодой, - блинчики со сгущёнкой, с вареньем;
Напитки:
- квас, - компот из лесных ягод.
После таких банных процедур приятные воспоминания ещё долго будут согревать Вашу душу долгими зимними вечерами, а фотографии вызывать улыбку и зависть коллег по работе.
Глава V. Возвращение домой.
Незаметно пролетели две недели, вот уже впереди замаячила крайняя стоянка на этой гостеприимной реке. Выйдя на берег, я мысленно оглянулся назад, события последних двух недель словно киноплёнка в ускоренном режиме пронеслись перед глазами. Две недели назад первый раз в лодку садился матрос - чайник, а сейчас на берег ступал настоящий турист-водник. Вот такой пафос распирал меня. Наверное, и вид у меня такой же. Но это был ещё не конец моим приключениям. Пока я вот так мысленно гордился собой, «некоторые товарищи» подхватили меня за руки и ноги и с криками: «Посвящаем в туристы» забросили подальше в воду. На выходе из воды, меня ждали мои законные 50г. «за карельский поход», сдобренные солью, символизирующие пот туриста. Ну, вот теперь я точно турист-водник.
На следующее утро приехал водитель, который обещал нас отвести на вокзал. Обязательный заезд в магазин, оказывается: по мороженому можно соскучится))) Ночная станция со своими специфическими запахами понемногу возвращала из мира карельской сказки в суровую реальность города. С каким желанием я хотел запрыгнут в уходящий поезд две недели назад, с таким же нежеланием мне не хотелось сейчас в него садиться.
Сутки в поезде. Пиво, пирожки. Здравствуй, Москва!
Эпилог.
Много времени прошло с тех пор, и если позволяет время и рабочий график, то в планах на предстоящий отпуск первой всегда стоит Карелия. Теперь я на своём корабле учу туристским премудростям своих новых друзей, а ночной поезд Москва - Мурманск стал уже родным.
P.S. Ну и как всегда итоги:
Сейчас много турфирм организовывают туры по рекам Карелии. Цены на 10-ти дневные туры вполне демократичные, в среднем 10 - 12 тыс. рублей + стоимость ж/д билетов. Снаряжение для похода турфирмы предоставляют в аренду, но спальник и коврик лучше взять свои. Личные вещи надо брать как на жару так и на холод с дождём, в Карелии погода может меняется несколько раз на дню. Так что в рюкзаке всегда должны быть как купальники с плавками, так и шерстяные носки с теплой шапкой, крем от загара должен лежать рядом с репеллентом от комаров. Для сплава на воде должна быть сменная одежда. Ну и самое главное надо брать с собой положительный настрой и жажду приключений! А изумительные виды, звенящую тишину и застывшее время эпох обеспечит Вам она – наша Карелия!
Сама бы ни в жизнь :) но, прочитала и посмотрела с удовольствием
Димыч, вот клянусь: не хотела, даже поругались с ним из-за этого))) Теперь понимаю, что послушай женщину и сделай всё наоборот иногда - подчёркиваю, только иногда - работает)))
Елена (ELENA), почему сама не в жизнь? Ну есть же эта дурацкая пословица: никогда не говори никогда! А вдруг так карты лягут)))
Нелли, за молодцы, конечно, спасибо, но я в Карелии была вот так на байдарках сама только 2 раза. Это он у меня маньяк-водник, если год прошёл без похода с друзьями в Карелию (и такое тоже бывает), то это для него чуть ли не трагедия жизни)))
Чем уговаривать жену целый месяц, давно надо было зарегистрироваться самому за 5 минут, да и размещать спокойно замечательные рассказы.
Аааа, Вадим, не надо! Он же всё это сейчас читает! Пусть у нас будет семейный подряд)))
Так что хорошо понимаю Вашего мужа-)
Елена, так как самое главное? Я так понимаю, что скатались и очень понравилось)))
МОЛОДЦЫ то какие! Ну что тут еще добавить? не перестаю восхищаться!
Но я еще про Питер не написала ничего, и судя по тому, что дело было в июне, так и не напишу, все нехватка времени-)))
Но рыбу мне жалко.
Олечка, вот это вы дали стране угля!МОЛОДЦЫ то какие! Ну что тут еще добавить? не перестаю восхищаться!
Оль, спасибо! Это всё не я, это всё муж)))
Для нас ты и твой муж- одно неразделимое целое!!!!
Как говорится: муж и жена - два сапога валенки)))
Вот- вот! Вы такие позитивные!
За спиной успешного мужчины всегда стоит женщина. И ГОЛД ваш общий!
А отзыв у него - зачитаешься!!!!!!!
Уверена, что будет интересно читать о любой его поездке, даже о поездке на работу!
Мужу надо писать и писать! Уверена, что будет интересно читать о любой его поездке, даже о поездке на работу!
Т а т ь я н а :), ой, ну насмешили!
Обалденно написано, в самом деле - полнейший эффект присутствия! А уж до чего интересны все эти напрочь "непоходнику" неизвестные детали: и про подготовку, и про банный день (да еще вкусный какой!), и про пороги!
Так что спасибо огромное! Бегу фото смотреть!
Оля, мужу респект за настойчивость!!! Да как же можно такой талант от народа скрывать? Ну вернее иногда и раньше "прорывался" он сюда, на странички Туров, и очень надеюсь, что "семейный подряд" будет процветать и читать мы будем обоих авторов!!!Обалденно написано, в самом деле - полнейший эффект присутствия! А уж до чего интересны все эти напрочь "непоходнику" неизвестные детали: и про подготовку, и про банный день (да еще вкусный какой!), и про пороги!Так что спасибо огромное! Бегу фото смотреть!
Елена, спасибо большое!
Вы молодец! Уникальная поездка. Карелия... Мм-м-м-м)))))
Владислав, это, конечно же, не я молодец, а муж, но я ему передам))) Кстати, когда мы зимой катались на машине по Карелии, то заезжали в очень красивое местечко: горный затопленный карьер Рускеала! И там летом проходят погружения дайверов в мраморный каньон! Вот куда Вам точно будет любопытно съездить, а нам потом почитать)))